0
3551
Газета Политика Печатная версия

30.07.2023 20:06:00

Социология прогнозирует электоральную засуху

Ресурсы для мобилизации явки запасают на президентскую кампанию

Тэги: фом, опрос, парламентские партии, рейтинги, выборы, участие, низкая явка, уклонисты, едг, прогнозы

Полная online-версия

фом, опрос, парламентские партии, рейтинги, выборы, участие, низкая явка, уклонисты, едг, прогнозы В выборах пока участвуют избиркомы и кандидаты, гражданам об этом событии напомнят позднее. Фото со страницы избирательной комиссии Алтайского края в «ВКонтакте»

Согласно очередному опросу ФОМ, упали рейтинги всех парламентских партий. Социологами установлено расширение лагеря уклонистов: тех, кто прямо говорит о нежелании идти на выборы или, напротив, уклончиво затрудняется с ответом. Такие показатели на пике единого дня голосования (ЕДГ) говорят либо о том, что усилия властей по сушке явки уже приносят плоды, либо об их намерении иметь научное обоснование будущему низкому уровню участия. Тем более что равнодушие избирателей соответствует и референдумным подходам, и преимущественно мажоритарной системе. Однако сразу после ЕДГ-2023 стартует президентская кампания, для которой высочайшая явка станет ключевым фактором. Поэтому электорат не должен устать от волеизъявления, а мобилизационные ресурсы надо приберечь.

Падение ФОМ зафиксировал, может быть, и не слишком сильное, но очевидную тенденцию новый еженедельный опрос все-таки демонстрирует. Ослабли позиции и «Единой России» (41% вместо 43%), и главной альтернативы партии власти – КПРФ, у которой теперь 9% вместо 10%. На снижение идет и рейтинг ЛДПР, хотя ее совсем недавно продвигали на вторую позицию, но 8% против прежних 10% – это уже другой поворот. «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) давно была аутсайдером электоральных замеров, так что уже, видимо, нет особой разницы, три у нее процента или четыре. Однако, как видим, и она общего тренда не избежала. У «Новых людей» их 3% сохраняются, но, как и в случае с эсэрами, это уже ниже статистической погрешности опросов.

Показательно, что активных бойкотчиков, готовых портить бюллетени, по данным ФОМ, в стране практически не осталось – тут стабильный 1%. А вот в графе «не пошел бы на выборы» произошел какой-то слишком резкий скачок. Еще неделю назад такой вариант считали для себя возможным только 9% респондентов, а ныне – уже 14%. Выросло и чисто тех, кто не рискует так прямо обозначать позицию «да пошли вы все!» и уклончиво затрудняется с ответом. Их теперь 18% вместо 15%. В совокупности получается фактически треть участников опроса.

То есть провластные социологи пытаются по обыкновению экстраполировать такие цифры на некий прогноз о том, что и в реальности треть избирателей на выборы не пойдет. Хотя, конечно, не исключено, что ФОМ подсчитал все честно, а стало быть, показал, что два летних месяца сушки явки потрачены не зря. Напомним, что в ходе ЕДГ-2023 выборы губернаторов в основном референдумные, а для избрания депутатов заксобраний и гордум в большинстве своем применяется преимущественно мажоритарная система. В таких условиях низкая активность электората на руку тем, кто имеет в ней волшебную палочку в виде админресурса. Удивительно, конечно, что это почти сплошь и рядом действующие главы регионов и кандидаты от ЕР.

Но более предпочтительным выглядит все-таки тот вариант отгадки соцопроса ФОМ, который характеризует его как попытку заранее сформировать мнение об усталости избирателей от голосований. Это позволит в середине сентября научно объяснить, почему победителями можно считать тех, кто набрал по 60–70–80% при явке в 30–40%, или как же вышло так, что какой-то единоросс выиграл внутригородской округ с перевесом в несколько голосов. Но при этом, конечно, не следует забывать о надвигающейся сразу за ЕДГ-2023 президентской кампании. На нее электорат не может выйти утомленным и разочарованным многочисленными волеизъявлениями, от которых мало что меняется. А главе государства, который баллотируется уже на пятый (и третий подряд) срок, никак не обойтись только ростом процентовок. Подчеркнуть его безальтернативность могут только десятки миллионов голосов. Такое может обеспечить только высочайшая явка. Поэтому-то, видимо, сейчас ее сушат прежде всего для того, чтобы создавать резерв мобилизационных мощностей.

Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов напомнил «НГ»: «При низкой явке происходит привлечение зависимого электората, а явка протестного стремится к нулю. Может быть, манипуляция в этом опросе и есть, поскольку такое положение дел выгодно власти». По его словам, «в последние годы общество все больше деполитизируется, что связано с опасениями власти по поводу массовых голосований за оппозицию, а поскольку политизации нет, то и интерес к выборам минимальный». При этом Обухов заметил, что интерес к выборам региональным и местным объективно ниже, чем к федеральным: если на местах нет серьезных болезненных проблем или «нарывов», а есть лишь «текущее гниение», то явка традиционно составляет 25–30%. «Оппозиции же выгодно, чтобы явка была хотя бы 40%, а лучше – 50%», – подчеркнул он. Кроме того, ЕДГ специально назначен на раннюю осень, поскольку лето для политики – это мертвый сезон. Главными выборами считаются президентские – и вот там «сонного царства» нет, потому что ключевыми являются два пункта: явка и результат. Так что власти не особо нужно растрачивать мобилизационный ресурс на мелкие выборы.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев сказал «НГ», что в данном опросе ФОМ о манипуляциях речь не идет, данные вполне объективные в силу нескольких факторов. Во-первых, снижение интереса к политике действительно влечет за собой и снижение интереса к выборам. Во-вторых, люди все чаще стали задумываться о том, какие партии представляют их интересы, но ответа не находят. В-третьих, избиратели стали воспринимать выборы в массе своей как декорацию – и особенно после пригожинского мятежа, когда они поняли, что «большую роль играет не голос, а винтовка, что выборы и партии не продуцируют радикальных перемен в их жизни». При референдумных сценариях количество голосующих еще уменьшается, недаром «власти и изобрели ДЭГ, это ответ на риски и угрозы низкой явки, ведь та же молодежь зачастую и не знает, где находятся участки, а со смартфонами не расстается». Калачев обратил внимание, что при явке ниже среднего риски опрокидывающего голосования против власти сведены к нулю, а для своего электората проводятся мобилизующие мероприятия: «Конечно, явка важна властям, но более важно, за счет чего и кого эта явка делается. Выгодно мобилизовать именно комформистское болото, которое, если добирается до участков, голосует провластно, для них и создаются все эти истории об «удобном и комфортном» участии в выборах». Но эксперт подчеркнул, что сушка явки сейчас осуществляется перед крупной федеральной кампанией. «Есть такое понятие, как усталость от выборов. Власти лишний раз предпочитают не будоражить народ, чтобы на президентских выборах совершить мобилизационный рывок, получив максимально возможную явку и максимально возможный результат. Если распылять усилия на мелкие кампании, то это может вызвать отторжение – дескать, а мы уже голосовали. Поэтому-то явку сушат теперь, чтобы потом ее стимулировать и возгонять», – пояснил Калачев.


Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
889
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1756
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1257
Об универсальности модели цифровых выборов в СИЗО

Об универсальности модели цифровых выборов в СИЗО

Советизация электорального процесса – это стратегия, которая уводит на прежние грабли

0
1195

Другие новости