ТАК УЖ ПОЛУЧИЛОСЬ, что в этом номере мы предлагаем читателю для ознакомления несколько писем, исходящих от самых разных людей и организаций как в адрес редакции, так и в другие места. Но публикуем мы и еще один вид письма, пока никому не отправленного и не положенного на стол начальству. Под ним только еще "собираются подписи": ходят люди, в том числе и облеченные саном, по московским храмам, организуют "гневный протест духовенства". Инициаторов сбора подписей мы пока называть поименно не будем, поскольку не от них попал к нам этот примечательный текст. Впрочем, читатель искушенный сам догадается, о ком идет речь. Мы же только намекнем: о людях, которые явились инициаторами провокации, приведшей к изгнанию общины о. Георгия Кочеткова из храма Успения в Печатниках.
"ОБРАЩЕНИЕ ДУХОВЕНСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
О продолжающейся антицерковной деятельности запрещенного в служении священника Георгия Кочеткова и его последователей.
Управляющему делами РПЦ митр. Солнечногорскому Сергию
Копии: Архиепископу Истринскому Арсению
Епископу Орехово-Зуевскому Алексию
Протоиерею Владимиру Жаворонкову
Протоиерею Олегу Клемышеву
Ваше Высокопреосвященство!
1. В Указе Святейшего Патриарха # 4520 от 09.10.97 г. названы как причины антицерковной деятельности священника Георгия Кочеткова, выражавшиеся "...в систематическом проявлении самочиния... как в богослужебной, так и в иной деятельности возглавляемого им прихода", так и трагические последствия, к которым они ведут, за которые его, "согласно 9-му правилу Двукратного Собора, 18-му правилу Халкидонского собора, 34-му правилу Трулльского собора и др., подлежащего извержению из священного сана, до настоящего времени не осознавшего своей вины и не принесшего покаяния, оставить в состоянии запрещения в священнослужении до принесения раскаяния, руководствуясь при этом принципом церковной икономии, а не акривии".
2. Епископ Орехово-Зуевский Алексий, председатель комиссии, расследовавшей инцидент 29 июня 1997 года в храме Успения в Печатниках, отметил при вручении этого Указа священнику Георгию Кочеткову и его прихожанам, что "...в случае продолжения существующего противостояния, возможно, будет применен принцип акривии" ("Православная Москва", # 29-30, октябрь 1997 г.).
3. В обращении трех епископов и двухсот пяти клириков и монашествующих Русской Православной Церкви к Святейшему Патриарху Алексию II ("Радонеж", # 12 за 1997 год), говорится: "Прикрываясь красивыми словами... на деле он создает настоящую тоталитарную секту. Фанатически уверенные в своей правоте, кочетковцы легко усвоили "иезуитскую" мораль, которая оправдывает любые средства для достижения своих целей. Агрессивно противопоставляя свою общину всем, не разделяющим его воззрений, свящ. Г.Кочетков воспитал в своих прихожанах дух кичения и превосходства. Во всех епархиях, где появляются последователи о. Кочеткова, немедленно начинается жестокое противостояние... По нашему рассуждению, настал предельный срок. Глумящееся, высокомерное и жестокое зло неудержимым потоком растечется по лицу земли Русской, если властное мановение не исторгнет его".
4. Первая Подмосковная научно-практическая конференция по проблемам тоталитарных сект и оккультизма свидетельствует в своем "Итоговом заявлении": "... сектантские тенденции и сектантский менталитет порой проявляет себя и в православной среде, что видно на примере нездоровой атмосферы, сложившейся в общине запрещенного в служении священника Георгия Кочеткова. Такое положение является следствием его глубоко ошибочных установок в толковании вероучительных истин Православной Церкви", а также призывает "внести свою лепту в противодействии разрушительным силам зла" (радио "Радонеж", 2 декабря 1999 г.).
5. Мы, клирики Русской Православной Церкви, присоединяясь к вышеизложенному, подтверждаем, что самочинная антицерковная деструктивная деятельность священника Георгия Кочеткова и его общины не только не прекращена, как того требовал Указ Патриарха, но, напротив, расширяется и множится.
В связи с этим мы смиренно просим Ваше Высокопреосвященство ходатайствовать перед Его Святейшеством об усугублении прещений по отношению к нераскаянному священнику Георгию Кочеткову и его сторонникам согласно канонам Святой Церкви и в соответствии с принципом церковной акривии".
Такие тексты назывались в сталинское время доносами. Особенно славились ими столь ненавидимые сегодня (удивительно правда, что в вину им все больше ставят не сотрудничество с ЧК, а церковные реформы) обновленцы. На основании подобных документов люди навсегда исчезали в канализационных стоках ГУЛАГа.
О чем же нам говорит факт его появления на свет? Да прежде всего о том, что кровь мучеников и исповедников советского времени, о которой так любят распространяться наши "борцы с кочетковцами", нисколько для них несущественна. Они легко идут на оформление подобной подлости, прикрываясь постановлением Святейшего Патриарха и упоминанием ими правил Трулльского и т.д. Соборов. Да кто их знает, эти правила? А многие ли из церковного народа их видели или слышали о них?
Ссылаются на мнение "общественности", выраженное в точках зрения СМИ определенного, крайне узкого направления - так и в советское время ссылались на "Правду" да на "Огонек" с "Крокодилом", не обращая внимания на какую-нибудь "Нью-Йорк таймс" или эмигрантскую "Русскую мысль".
Просят покарать нераскаянных, усугубить им прещения - так в свое время публично просили "недоразоблачившимся перед партией" заменить ссылку на каторгу.
Но Церковь не партия. Многие священники, не соглашающиеся с отцом Георгием Кочетковым (как, впрочем, и редакция "НГР") по основным вопросам его общинной и литургической практики, с омерзением отказались и еще не раз откажутся подписать подобную бумагу. Всему есть предел.
Мы представляем, какую грязь будут лить на нас после этой публикации. "НГР" уже называли на страницах и радиоволнах "ультраправославных СМИ" и обновленцами, и кочетковцами, и евреями, и сторонниками ваххабитов, и... кем только не называли. А мы всего лишь не хотим участвовать в делах тьмы.
Если "кочетковцы" так застят свет тем, кто сидит в отобранных у них зданиях, то надо не письма подметные писать, а собирать Собор и выносить проблему, которая является общецерковной, на его публичное обсуждение, дав по православным обычаям обвиняемым возможность полностью оправдаться.
Все тайное рано или поздно становится явным. На этот раз тайное стало явным еще до появления на свет. Мы надеемся, что помогли этой публикацией уничтожить ядовитую змею доноса еще в яйце, а авторов его уберегли от самого страшного "иудиного" греха.

