0
1385
Газета Печатное дело Интернет-версия

18.02.2009 00:00:00

Совсем не "пасторальная симфония"

Джованни Бенси

Об авторе: Джованни Бенси - итальянский политолог и журналист.

Тэги: кодевилла, история, патриарх


кодевилла, история, патриарх

Giovanni Codevilla, Lo Zar e il Patriarca, изд-во «La Casa di Matriona», 2008. – Милан, Италия, 517с.

Эта объемистая книга озаглавлена «Царь и Патриарх» и вышла в итальянском католическом издательстве, название которого не что иное, как перевод на итальянский язык названия повести Александра Солженицына «Матренин двор». Это издательство специализировано на публикации произведений, связанных с русской историей и русской духовностью. Автор книги Джованни Кодевилла преподает сравнительное церковное право и право стран Восточной Европы в университете города Триеста и известен в Италии (и за ее пределами) как один из крупнейших специалистов по истории Русской Православной Церкви, особенно – по ее положению в советский период.

Автор придерживается того мнения, что в истории России (еще со времен Киевской Руси) византийская идея «симфонии» светской и духовной власти, постоянно утверждаемая на теоретическом уровне, осуществлялась на самом деле только на протяжении очень коротких периодов, уступая место ситуации полного подчинения Церкви государству. В то же время, пишет Кодевилла, нельзя понять основные этапы русской истории, не учитывая религиозный фактор: от идеи Москвы как Третьего Рима до теократического абсолютизма Ивана Грозного, от старообрядческого раскола до Петра I, фигура которого всесторонне освещается. При этом подчеркивается крайне враждебное отношение Петра к православию и к религии вообще, особенно в юношеские годы, когда он допускал кощунственные, издевательские антицерковные пародии и сам в них участвовал. Кодевилла указывает, что, силой навязав стране модель, чуждую русской культуре и традиции, Петр создал предпосылки для большого разрыва, который в XIX веке разделил славянофилов и западников; этот разрыв, который, по мнению автора, сохранялся и в коммунистический период, все еще присутствует в русской культуре и в народных настроениях.

Особое внимание автор уделяет истории Русской Православной Церкви в советский период. Он анализирует малоизвестные на Западе факты, связанные с восстановлением патриаршества в 1918 году, столкновениями нового Патриарха Тихона с советской властью, «Посланием» местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия о компромиссе с властью. Этот «компромисс», отмечает автор, приводящий обилие исторических документов, был для Церкви не столько modus vivendi, сколько скорее modus moriendi (лат. – образ смерти. – «НГР»). Подробно рассказывается об узниках Соловецких островов, о многолетнем, систематическом гонении на веру, о причинах «уступок» Сталина митрополиту Сергию в 1943 году с разрешением созвать Поместный собор для избрания самого Сергия Патриархом. Далее прослеживается жизнь Церкви при Патриархах Алексии I, Пимене и недавно почившем Алексии II. В советское время, после «поворота» 1943 года, так считает автор, восстановилась, хотя и в извращенном виде, старая модель подчинения Церкви политическим, в данном случае – внешнеполитическим, потребностям государства в рамках так называемой «борьбы за мир». Церковь продолжала играть эту роль и после усиления антирелигиозной пропаганды при Хрущеве. Останавливаясь на этом периоде, автор подробно пишет и о двух фигурах, которые на Западе все еще считаются «загадочными», – митрополите Крутицком и Коломенском Николае (Ярошевиче) и митрополите Ленинградском и Новгородском Никодиме (Ротове), скоропостижно скончавшемся в Ватикане в сентябре 1978 года во время аудиенции у Папы Иоанна Павла I. Особенно ценным нам кажется раздел, посвященный положению греко-католиков («униатов») на Западной Украине, по отношению к которым во время Великой Отечественной войны советские власти проводили двусмысленную политику, перейдя к открытому гонению в послевоенное время, после насильственной ликвидации этой Церкви и ее «присоединения» к православию на Львовском Соборе 1948 года. Это особенно ценно, потому что о греко-католиках как на Западе, так и в России существует весьма отрывочная, часто предвзятая информация.

В настоящее время, в эпоху Путина и Медведева, пишет Кодевилла, Русская Православная Церковь вновь выдвигает модель отношений с государством, «напоминающую времена абсолютизма». Автор разбирает такие понятия, утвердившиеся после распада Советского Союза, как «традиционные религии» и, с церковной стороны, жалобы на «прозелитизм» других конфессий, особенно католицизма, в православной среде. Тем не менее Кодевилла заявляет: «Я не нахожу ничего предосудительного в том, что в школах и в общественных помещениях выставляются символы христианской православной религии, неразрывно связанной с культурными корнями страны». В книге рассказывается и о неудачной попытке раскола, предпринятой бывшим епископом Анадырским и Чукотским Диомидом, врагом экуменизма, и об отношениях РПЦ с другими христианскими исповеданиями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Анастасия Башкатова

Предприятия готовы активизировать инвестиционную деятельность при ключевой ставке не выше 11%

0
237
Чем в очередной раз удивила Япония

Чем в очередной раз удивила Япония

Олег Мареев

Вот где видишь и передовые технологии, и сохранение живой природы

0
160
Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Михаил Сергеев

Счетная палата требует строить по типовым проектам, которые снизят расходы бюджета на 30%

0
226
Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Геннадий Петров

Против России вводится первый после переговоров Трампа и Путина пакет рестрикций

0
309

Другие новости