0
1833
Газета Регионы России Интернет-версия

01.09.2014 13:42:00

Оренбургская область в евразийском контексте


1 января вступит в силу Евразийский экономический Союз – ЕАЭС, который создали Россия, Казахстан и Белоруссия, и к которому планируют присоединиться Киргизия, Армения и ряд других стран. Уже сейчас ясно, что новое интеграционное объединение открывает перед участниками огромные возможности – в виде глобального рынка, широкой экономической кооперации, рационального расходования ресурсов. Конвертировать новые шансы в конкретные результаты – ключевая задача момента, а успех напрямую зависит от скорости принятия решений. Такие рекомендации звучали на международной научно-практической конференции «Оренбуржье – сердце Евразии». Эксперты отметили, что и.о. главы региона Юрий Берг одним из первых включил «проекты интеграции» в программу развития региона на последующие пять лет.

Время дальновидных губернаторов

Один из таких проектов – «Агромобилизация». Несмотря на то, что Оренбуржье – зона рискованного земледелия, ценная пшеница твердых сортов дает здесь стабильные урожаи. Одно лишь увеличение производства этого зерна за счет расширения посевных площадей и применения техники и агротехнологий сделает агробизнес высокорентабельным. А если не только торговать зерном, но и перерабатывать его в макаронные изделия? Такой инвестпроект в области тоже есть. К слову сказать, «агромобилизацию» Оренбуржья объявили еще в июне – и не прогадали. Как отметил участник конференции политолог Евгений Минченко, дальновидность главы региона обернулась для оренбургской экономики конкретным преимуществом: «И.о. Губернатора области Юрий Берг буквально «предвидел» санкции, которые Россия ввела через два месяца после очередного доклада главы региона, где тот озвучил стратегию продовольственной безопасности региона».

Еще один областной проект развития – «сухой порт», представленный в том же докладе. Уже сейчас через Оренбургскую область проходит весь железнодорожный транзит грузов из среднеазиатских республик. Есть необходимая логистическая инфраструктура – складские помещения, транспортные коммуникации и роль перевалочной базы регион освоил вполне. Директор Департамента макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии Евгений Хотулев считает, что даже если ничего не изменится, регион вполне готов к существованию в условиях интеграции. «Но если «сухой порт» будет создан, область будет развиваться по второму сценарию, который эксперты назвали «Центр силы», – отмечает он.

С открытием международного транспортного коридора «Западная Европа – Китай» транзит грузов возрастет в разы – значит, создание инфраструктуры «сухого порта» актуализировано. Это подтвердил представитель Ассоциации приграничного сотрудничества РК Марат Шибутов. По его словам, в Казахстане задумались о новой логистике: «Казпочта» прорабатывает проект доставки почтовых отправлений из Китая через Новосибирск и Омск, что сокращает время нахождения в пути до 16 суток. Эксперт считает, что именно оренбургские складские терминалы могут принимать и распределять грузы из Китая. Это сократит сроки их доставки до нескольких суток.

Кризис vs. обновление

Кризис – время для обретения новых преимуществ, считает Евгений Минченко. Экономическая нестабильность, события на Украине, встречные санкции – это, безусловно, серьезные вызовы, но они должны быть обращены в плюсы. Есть проблема дефицита квалифицированного инженерно-технического персонала – но есть и беженцы с промышленного востока Украины. Так кадровый вопрос решили, например, на «Оренбургских минералах», подобрав себе 22 украинских специалиста, которые приступают к работе.

Зерновой ОПЕК и переработка овощей

Еще одна возможность – перемены на зерновом рынке. Один их крупнейших его игроков – Украина – по понятным причинам выпадает из процесса. А значит, прочие участники процесса расширят свое влияние. Редактор портала «Однако. Евразия» Семен Уралов уверен, что вновой евразийской конфигурации шанс стать новым центром зерновой монополии России и Казахстана обрела Оренбургская область. «Порядка 20 лет говорилось о создании «зернового ОПЕК» между Россией, Украиной и Казахстаном, чтобы контролировать значительную долю мирового рынка. Из-за гражданской войны Украина выбыла из этой игры, и открылась возможность создания зерновой монополии между Россией и Казахстаном. Вопрос в том, какой из регионов станет центром этого потенциального ОПЕК. С моей точки зрения, приграничная Оренбургская область имеет все возможности застолбить это право за собой, инициировать создание зернового союза», – убежден Уралов.

Такая возможность у Оренбургской области есть, по его мнению, благодаря большой границе с Казахстаном и большой площади пашни. По размеру пахотных площадей Оренбуржье занимает второе место в России и по правусчитается одной из житниц страны – в этом году оренбургские аграрии планируют собрать 3 млн. тонн зерна. Удельный вес продовольственной пшеницы в общем объеме ее производства превышает 85%, а 80% зерна соответствует высшему и первому классу. Разрабатывается проект целевой программы «Развитие производства твердой пшеницы в Оренбургской области на период до 2020 года». Ожидаемые конечные результаты реализации программы – расширение площади посевов твердой пшеницы с нынешних 186 тыс. до 400 тыс. гектаров, и увеличение валового сбора со 175 тыс. тонн до 772 тыс. тонн в 2020 году.

Еще один проект, который Уралов считает перспективным а рамках евразийской интеграции – переработка сельхозпродукции. Через Оренбургскую область осуществляется основной транзит «скоропорта» – фруктов и овощей из Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана. Концентрация этих товарных потоков в приграничном Оренбуржье позволяет размышлять о создании крупнейшего центра переработки плодоовощной продукции– бизнеса, дополняющего проект мультимодальный логистический центр «сухой порт». Впрочем, политолог не отрицает, что такая переработка может быть налажена и в регионах выращивания фруктов и овощей. Вопрос лишь в том, кто станет инвестором.

О, дивный новый мир

Будущее регионов – проекты «реального суверенитета». Суверенитета, который мы только начинаем обретать. «Но времени на раздумья практически нет, – предупреждает Семен Уралов. – Конкуренция крайне высока. Россия – это федерация, и у регионов есть масса возможностей самостоятельно определять свою политику, по крайней мере, экономическую. Многое, если не все, зависит от глав регионов, активности бизнес-сообщества и социума. В этом смысле Оренбургской области повезло: есть запрос со стороны общества, есть стремление к развитию, есть политическая воля главы региона. Значит, у Оренбуржья есть шанс осуществить свои проекты развития».

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ЕС нацелится на болевые точки России

ЕС нацелится на болевые точки России

Юрий Паниев

Каких отраслей может коснуться 20-й пакет санкций

0
1498
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
1153
Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Анастасия Башкатова

Эльвира Набиуллина получила очередной карт-бланш от президента и ответила на вопрос о сбоях денежно-кредитной политики

0
1798
Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Иван Родин

Власти корректировали этот закон 53 раза и по разным поводам

0
918