0
1206
Газета Антракт Интернет-версия

08.04.2005 00:00:00

«Проблем с нервами у меня нет»

Тэги: канделаки, телевидение, журналистика, идеалы


канделаки, телевидение, журналистика, идеалы Тина Канделаки: «Скучно быть одинаковой».
Фото предоставлено каналом СТС

В детстве Тина была очень правильным ребенком: отличница, активистка. Сразу же после школы поступила в Тбилисский медицинский институт, но, не окончив его, пошла на местный телеканал. Через несколько месяцев ей стало тесно в Грузии, и она рванула в Москву. Поступила в Институт повышения квалификации сотрудников радио и ТV. Работала на радиостанциях «Серебряный дождь», РДВ, М-Радио. Довольно быстро получила приглашение от телепродюсеров ТВ-6, а позже, с приходом на канал СТС Александра Роднянского, стала самой популярной ведущей этого канала.

Замуж вышла стремительно – за два дня. Познакомилась, влюбилась и создала семью, родив любимому мужу двоих детей.

Любит светскую жизнь, эрудированна, непредсказуема в общении, дружит с самыми разными людьми: например, с экстравагантным художником по костюмам Павлом Каплевичем и правозащитницей Валерией Новодворской. Любит театр и кино. В курсе всех последних культурных и политических событий. Легко говорит на самые разнообразные темы. Особенно это заметно в программе «Детали», которую Тина называет то эпатажным шоу, то искренней беседой.

– Тина, что для вас интервью – шоу или интересное общение с известным человеком?

– Во-первых, для меня интервью – это профессия. Во-вторых, все, что я делаю, зависит от моего настроения и заинтересованности. В-третьих, мне часто задают глупые вопросы, и мне на них совершенно не хочется отвечать.

– Допустим, я задала глупый вопрос. Но вы в эфире тоже частенько задаете нелепые вопросы.

– Да, и я задаю глупые вопросы, но ваша задача задать мне глупый вопрос так, чтобы я на него ответила.

– Если герой вашей программы не хочет отвечать на заданный вопрос – ваши действия?

– Я настаиваю, пытаюсь перефразировать свой вопрос и через пару минут задать его снова. Но, когда понимаю, что не на чем настаивать, – перестаю. Вас сейчас интересует, максималистка ли я? Да, максималистка.

– Часто ли при монтаже режиссер вырезает откровенные «ляпы» в вашем разговоре с собеседником?

– Я вам честно сознаюсь, конечно же, многое вырезается, и это многое вполне можно обозначить как мои «ляпы». Но я не думаю, что у меня бывает огромное количество огрехов. Я хорошо владею русским языком. За ведущим, в данном случае за мной, как правило, «стоят» умные люди, которые зачастую талантливее и образованнее меня. Но если вы спросите их обо мне – сомневаюсь, что они назовут меня всего лишь говорящей обезьяной.

– Ни я, ни мои коллеги по работе ничего подобного и не подразумевали┘

– Вы спросили – я ответила.

– Если гость программы «Детали» недалекий человек, который либо говорит банальности, либо практически ничего не говорит, – как вы выкручиваетесь из этой ситуации?

– Я часто ловлю себя на мысли, что разговаривать с глупыми людьми так же интересно, как и с умными. Все зависит от искренности. Искренний человек всегда интересен. Неискренняя глупость, конечно же, раздражает. Мало того что человек глуп, он еще и притворяется. Но я в эфире столько лет – научилась сдерживать свое раздражение. К тому же радикальных проблем с нервами у меня нет. В эфире я стараюсь изначально быть доброжелательной. Да и таких гостей, про которых я могла бы сказать, что они катастрофически глупы, было немного. Бог миловал.

– Что такое с вашей точки зрения провальный эфир? Был ли он у вас?

– Я уже сказала: провальный эфир – это когда человек неискренен и глуп. Конечно, можно надеть синюю шляпку, красную кофточку, зеленые брючки, и люди будут смотреть на меня, отвлекаясь от глупого, неинтересного собеседника. Но что значит – неинтересный собеседник? Это сложный вопрос. Я не могу сказать, что мои вкусы на все сто процентов совпадают со вкусами зрителей.

– Какой персонаж устраивает вас на все сто?

– Я не люблю скучных людей. На телевидении есть клише: глубокие интеллектуалы – скучные люди. Это неправда. Дело в том, как человек относится к своей профессии. Если он ее по- настоящему любит, то любовь оправдывает все. Крайне важно, насколько человек соответствует своему времени, – старомодные люди мне неинтересны. Если в гостях у программы «Детали» человек, которого показывали на «Фабрике звезд», – эфир скорее всего будут смотреть миллионы. А когда приходит человек, который занимается театральным делом, – телеаудитория уменьшается. Меня это расстраивает. Но сотрясать воздух по этому поводу нет смысла. Все знают: массовая культура интересна большинству, а элитарная – узкому кругу людей. Но есть редкие исключения из правил. Например, режиссер Кирилл Серебренников, который одинаково интересует и меня, и большинство телезрителей. Вообще тот, кто начинал с качества, обязательно придет к количеству. Именно такова фигура Кирилла. А вот тот, кто начинал с количества – скажем Мадонна, при всем моем к ней уважении, – никогда не положит на лопатки качество. Играя Эвиту, Мадонна и на миллиметр не приближается к Барбре Стрейзанд, тем более к Мэрил Стрип.

– Что на сегодняшний день важнее – уметь продавать себя или быть талантливым?

– Уметь продавать себя – важно. Быть просто талантливым недостаточно.

– Для того чтобы разговорить собеседника, ведущий ток-шоу вынужден осыпать его комплиментами. Иногда здоровая комплиментарность превращается в подобострастную лесть. Так было с Дибровым, когда его «Антропология» уже «умирала».

– В жизни моего поколения Дмитрий Александрович со своей «Антропологией» оставил яркий след. А все, что произошло с ним и с его программой потом, – не столь важно. В жизни Диброва было 10 эфиров, которыми он может гордиться, – этого достаточно для любого высококлассного журналиста. Возьмите три фильма Мартина Скорсезе: «Последнее искушение Христа», «Банды Нью-Йорка» и «Авиатор». Один и тот же человек снял такие разные не только по тематике, но и по качеству картины. Это плохо или хорошо? А что касается комплиментов – всегда можно найти другую форму для того, чтобы человек раскрылся и превратился в интересного собеседника. В любом пособии по психологии описана теория отвлекающих маневров, которые не связаны с похвальбой. Больше ничего не скажу, не считаю нужным раскрывать профессиональные секреты.

– Конфликт как некая драматургическая завязка в интервью плодотворен?

– Все зависит от собеседника, насколько он способен к спору. Конфликт может быть разным. Есть хрестоматийный пример в журналистике, когда в эфире у Александра Любимова Владимир Жириновский плеснул водой в лицо Борису Немцову. В данном шоу это было замечательно. У меня в программе такое невозможно. Несмотря на то что подобные акции – всегда интересный экшн. Вы хотите узнать, могу ли я плеснуть в кого-то водой? Могу.

– Не сомневаюсь. Особенно припоминая ваш радиоэфир со Стасом Садальским, где вы балансировали на грани откровенной пошлости и откровенного эпатажа.

– Когда мы работали со Стасом, мне казалось, что ничего более провокативного, более двусмысленного уже не может быть. Но прошло время, и я по телевизору и по радио вижу и слышу такое┘ что мы со Стасом можем сидеть под столом и даже не выходить оттуда. Кстати, знаете, в чем отличие Стаса от любого сегодняшнего ведущего? Он никогда не был циником. Стасик – очень романтичный человек. Причем Романтичный с большой буквы.

– С того времени вы сильно изменили манеру поведения в эфире. Стали мягче, интеллигентнее, добрее┘

– Представляете, какая была бы катастрофа, если бы я не изменилась!

– А вы думаете, была бы катастрофа?

– Я считаю, что да. Скучно и глупо быть одинаковой. Не менять взгляды на жизнь, не развиваться.

– Никто не предполагает, что люди вообще не меняются. Другое дело – насколько эти изменения сущностные.

– Лет 12 назад я была навеки влюблена в одного мужчину, в писателя Ричарда Баха, и самое большое мое желание было увидеть фильм «Фрэнки и Джонни», потому что каждый раз, когда начиналась постельная сцена, мой папа выключал видеомагнитофон. Представляете, если бы через 12 лет я по-прежнему любила Ричарда Баха, фильм «Фрэнки и Джонни» и с юношеским пылом продолжала обожать мужчину, которого встретила в 18 лет?

– А я, знаете, по-прежнему люблю сказки Пушкина, с удовольствием перечитываю любимую в подростковые годы книгу «Записки у изголовья» Сей-Сенагон и обожаю фильмы Боба Фосса, которые смотрела более чем 12 лет назад.

– Я тоже готова перечитывать Ричарда Баха┘ Его, если вы в курсе, очень любят наркоманы. Не буду вам рассказывать, что я романтическая барышня в голубом платьице. Я рационалист, и это видно за километр. Поэтому понятно, что Ричард Бах не может быть моим любимым писателем. Между мной и ним слишком большая разница.

– Каждую передачу вы по-разному одеты и загримированы: то вы женщина-вамп, то – простите за вульгаризм – «своя в доску», то клубная раскованная леди в джинсах. Вы меняете имидж в зависимости от профессиональных и психологических особенностей собеседника?

– Этот вопрос я ненавижу! Хорошо, что вы задали его не первым┘ Самое смешное, что моя имиджевая мимикрия стала жить отдельно от меня. Люди стали находить в моем образе что-то свое. Рассказывать о том, зачем это делается, – глупо, потому что я начну развенчивать какие-то стереотипы. По идее, я должна ответить на ваш вопрос так: мой имидж проработан группой профессионалов, привезенных из Нью-Йорка на специальном самолете исключительно ради съемок программы «Детали».

– В одном из ваших интервью я прочла, что для участия в церемонии вручения премии ТЭФИ вы купили платье от «Диор» за 10 000 долларов. Это правда?

– Знаете, что интересно: я могу долго рассуждать о книгах, фильмах, об отвлеченных философских категориях – и это никому не будет интересно. А если скажу, что была в платье за 10 тысяч долларов, – все мгновенно этим заинтересуются. Пользуясь ситуацией, хочу сообщить: на следующее вручение премии ТЭФИ я планирую надеть платье за 20 тысяч долларов! Так что можно уже менять вопрос.

– Хорошо. Вы не раз говорили о том, что вы – авантюристка. Как это сочетается с вашей рациональностью?

– Всем приходится рисковать. А как же? Каждый следующий шаг в той или иной степени связан с авантюрой. Потому что при всем рационализме – я человек импульса.

Я живу по принципу пружины. Я очень долго могу сжиматься┘

– То есть?

– Это касается и работы, и взаимоотношений с людьми. Я, по сути, человек бесконфликтный. Хотя по темпераменту понятно, что если уж я пойду на конфликт – это будет полный разрыв отношений. И я очень долго оттягиваю этот разрыв. Сжимаюсь во всем, что касается моей личной и социально-общественной жизни. Но если разожмусь – это конец.

– Вы не боитесь случайно обидеть кого-то из звезд и потом, пусть косвенно, получить за это с лихвой?

– Когда мне было 25 лет – побаивалась. Но сейчас, когда мне ближе к тридцати, вряд ли. Да, в студию часто приходят гости, особенно это касается мужчин после 50, с которыми у меня возникают определенные трудности в общении. Во-первых, они ощущают себя мэтрами. Во-вторых, я – женщина.

В-третьих, я младше и многого не знаю. Но у меня есть любознательность – это качество дает возможность узнать и увидеть многое вне зависимости от возраста. Можно многое пережить до 30 лет, а можно, как старый премудрый пескарь, дожить до 80, да так ничего и не понять. Я, конечно, пытаюсь во время интервью доказать, что я достойный собеседник. Получается – хорошо, не получается – ну что делать? Ведь каждый видит и слышит то, что хочет. Но я точно знаю: я подвижная и могу меняться. У Андрея Сахарова есть замечательные слова: жизнь – это экспансия. Жизнь дана на то, чтобы меняться.

– Куда меняться, если в обществе – идеологическая и интеллектуально-нравственная пустота? В этой «плотной» пустоте топор можно вешать.

– Вы сказали, что в обществе нет идеалов. Но общество, к сожалению, нуждается в том, чтобы кто-то пришел и сказал: «Дорогие мои – вот ваши новые идеалы. Всем смир-но! И дружно ориентируемся на новые идеалы».

– И кто бы это мог быть?

– (Игнорирует вопрос.) У меня мои десять идеалов есть! Пусть они не такие глобальные, но мне хватает. Я живу при зарождении капитализма, а зарождение капитализма – это ужасная вещь, и все это прекрасно понимают. У писательницы нового капиталистического общества Оксаны Робски есть хорошая фраза: мы были поколением очень богатых девчонок и надеемся стать поколением самых богатых старушек. Я лично к поколению богатых девчонок не относилась, а к поколению богатых бабушек хочу присоединиться.

– Вы действительно видите будущее как рай, полный богатых стариков и старушек?

– (Вновь игнорирует вопрос.) Что касается идеалов. Это постоянная внутренняя борьба интересов личных и внеличных. Чем большего ты достигаешь, тем больше люди нуждаются в твоем внимании. Оно стоит дороже денег. Но парадоксально: чем дольше мы живем, тем скупее становимся на внимание к окружающим, потому что все больше внимания поглощаем сами. И все это потому, что мы понимаем: с каждым днем наша жизнь уменьшается ровно на 24 часа. Поэтому интуитивно хочется больше времени тратить на себя. Меня постоянно мучает эта внутренняя борьба, когда понимаешь, что не хочется ни с кем делиться, а надо, потому что именно это отличает человека от животного.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1143
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1580
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1171
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
983

Другие новости