0
956
Газета Антракт Интернет-версия

21.12.2007 00:00:00

Самая правильная комбинация реальности

Тэги: дюрер, выставка, гравюры, музей


дюрер, выставка, гравюры, музей Ученость и грусть.
Дюрер. Меланхолия. 1514 г.

Франкфуртский музей Штедель обладает одной из лучших коллекций печатной дюреровской графики в мире: 280 гравюр плюс около сотни листов книжной иллюстрации, знаменующих собою расцвет немецкого Ренессанса. В последний раз в таком полном объеме – более 130 эстампов, офортов и гравюр на дереве – ее показывали к 500-летию со дня рождения художника.

Нынешняя выставка, впрочем, уже известна Бильбао – летом к 10-летию музея Гуггенхайма франкфуртцы любезно привезли ее в Страну Басков. 334 тыс. посетителей – неплохая цифра даже для такого «брендового» имени, как Дюрер.

Без Дюрера сегодня никуда. Несмотря на то что живопись его была едва ли не самой дорогой уже в XVI веке, именно продажей многотиражных гравюр он обеспечил свое финансовое благополучие. Математическое и геометрическое начало в гравюре Дюрера связует ученость и грусть. Здесь позднее немецкое Средневековье встречалось с античностью – то, на чем возрос гений Дюрера. Одним из проявлений этого гения стали трактаты: он был мыслителем, каких мало знало Возрождение. Но именно художественный опыт придает теоретическим изысканиям Дюрера силу решающего аргумента.

Всадник, настигаемый смертью, торговец с лицом философа, святые и мадонны – так же многообразна была и сама жизнь на рубеже XV и XVI столетий. Все ждали конца света 1500 года, но никто не впадал в грех уныния и безделья. Цикл «Апокалипсис» (ок. 1496–1498), представленный во Франкфурте, – лучшее тому подтверждение.

С Дюрером связывают понятие Возрождения в северных странах. Дюрер достиг в изображении человека уникальной психологической полноты. Он откровенно поражен изобразительной силой тела.

Разглядывая работы Дюрера, простые и энергичные, лучше понимаешь наблюдение историка искусства Алексея Сидорова о влиянии северного искусства на юный Ренессанс. «Север дает гравюру там, где Италия дает фреску, – пишет Сидоров, – и отсутствие монументальной живописи на севере только отчасти может быть объяснено внешними условиями, в которых там находилось искусство. Важно уже то, что гравюра Дюрера действует не менее монументально, чем фреска Манни».

Франкфурт


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Присядем на дорожку. Столичные вокзалы, воспетые и еще не воспетые в стихах

Присядем на дорожку. Столичные вокзалы, воспетые и еще не воспетые в стихах

Александр Васькин

0
554
Искусственный интеллект уже агитирует будущих избирателей КПРФ

Искусственный интеллект уже агитирует будущих избирателей КПРФ

Дарья Гармоненко

Коммунисты готовы продолжать судебную борьбу за политическую свободу нейросетей

0
632
Конфиденциальные данные компаний утекают через нейросети

Конфиденциальные данные компаний утекают через нейросети

Анастасия Башкатова

К "полулегальной" помощи искусственного интеллекта обращается даже госсектор

0
793
В грязной луже купаются голуби

В грязной луже купаются голуби

Евгений Лесин

Вышел посмертный звучащий поэтический сборник Елены Семеновой: тексты, которые она прочитала в последний раз

0
636