0
884
Газета Учебники Интернет-версия

01.01.2011 00:00:00

Школа Уилсона


«Я широко известен в узком кругу», ≈ посмеиваясь, говорил о себе режиссёр Анатолий Васильев в 1987 году. Под этими словами мог бы подписаться американский режиссёр, дизайнер, художник, архитектор, «лучший художник по свету», как ехидно покусывает его английская пресса, ≈ Роберт Уилсон.

Июнь 2001 года. Я уже 3-й год живу в Нью-Йорке. Юнион сквер ≈ местная трибуна неформалов. Неожиданно послышался малороссийский говорок. Передо мной маячила чья-то знакомая спина. Сааааша Петлюра. Я радостно похлопал его по плечу. По площади разнёсся сочный рёв ≈ смесь восторженных междометий и мата.

На следующий день этот же рёв сопровождал наш с Петлюрой поход по мусорным контейнерам, где Саша пополнял свою коллекцию одежды, проводя на ходу сравнительный анализ русских и американских помоек в пользу последних.

≈ А поедем завтра со мной в Центр Роберта Уилсона, ≈ предложил Петлюра.

≈ Кто это? ≈ поинтересовался я.

≈ Известный американский театральный режиссёр, ≈ процедил Саша.

≈ В Америке же нет театра, только оперетта? ≈ Я был непреклонен.

Петлюра настоял, и мы поехали к «известному американцу», оказавшись в самом дорогом районе Америки ≈ Хэмптонс, где и располагался «Уотермилл центр» Роберта Уилсона. По огромному трехэтажному зданию хаотично бегали люди разного возраста и цвета кожи. Каждый жест Роберта Уилсона фиксировался на фото- и видеокамеры, каждое междометие Мастера было жёсткой инструкцией к действию. Исполнение приказаний – только бегом.

День клонился к закату. Вечером обитатели центра стали подтягиваться к двум длинным обеденным столам. Когда трапеза походила к концу, появилось красное и белое вино с этикетками «Филипп Де Ротшильд». Уилсон вызвал из-за стола человека неопределённого возраста, после чего они вдвоём начали читать стихи. Боб – именно так он просит себя называть – прокричал продолжительное: «Ээээй». В этот момент его партнёр, тот самый человек неопределённого возраста, ответил: «Биииииии». Как я потом узнал, это была читка стихов Кристофера Ноулза ≈ аутиста, когда-то давно усыновлённого Уилсоном, ≈ автора либретто знаменитой оперы «Эйнштейн на Пляже».

Спустя пару дней, когда я «обжился» в Уотермилле, Боб предложил мне принять участие в выставке. С помощью Петлюры мы придумали инсталляцию ≈ я сделал четыре портрета русских художников и развесил их при входе в здание театра. Приглашёнными художниками центра в том году были русские. Анатолий Осмоловский суматошно бегал и повторял одну и ту же фразу: «Это провал». Казалось, что хаос никогда не сложится в законченную экспозицию. За пять минут до открытия выставки Уилсон, окружённый многочисленной свитой, обошёл территорию разбросанных в нелепую мозаику инсталляций и, как волшебник, мгновенно «скроил» их в завершённый узор. Потом направился к работам Виноградова и Дубосарского ≈ задумался на минуту, попросил раздеться женщину из сопровождающей его свиты (которая, не споря, сбросила с себя одежду и последовала указу Мастера), одним жестом перечеркнул ее тело линией из лепестков розы, и всё встало на свои места.

Уилсон удалился. А меня усадили с карлицей, одетой в жёлтое платье «от Петлюры», на второй этаж недостроенного здания, приказав играть в «камень, ножницы, колодец» на щелбаны, и убрали приставную лестницу. Спуститься вниз я не мог, хотя через минуту непреодолимое желание любым путем оказаться на полу сдавило мне горло, потому что откуда-то снизу послышался гортанный уверенный голос:

≈ Это ваши фотографии висят при входе в здание? ≈ ко мне обращалась Донна Каран. ≈ Спускайтесь, я хотела бы с вами поговорить.

≈ Я не могу, лестницу убрали.

≈ Тогда я найду вас в Нью-Йорке. ≈ И Каран удалилась┘

А я продолжал свое существование в «Уотермилле». Вдохновлённый атмосферой ежесекундного творчества и одержимый мощной фигурой Мастера, я мечтал узнать: кто он? Я узнал многое. Причём от самого Боба. Если о нём вообще что-то можно узнать.

В одном пыльном и скучном городке, что в штате Техас, жил да был маленький мальчик. Звали его Боб. Ему снились очень красивые сны, но рассказать их он никому не мог, потому что у него не было друзей. Да и рассказывать Боб не любил ≈ потому что заикался┘ А сны Боба были плавными и текучими, как патока. Приходя из школы, Боб запирался в спальне на замок и мечтал. Товарищи по классу хотели стать бизнесменами, космонавтами и президентами, а Боб хотел стать «к-к-к-к-королем Исп-п-а-а-ании». Однокашники крутили пальцем у виска, а учителя закатывали глаза и недоуменно мотали головой.

Но однажды случилось чудо. Родители привели будущего «к-к-к-к-короля Исп-п-а-а-ании» к женщине, которая пообещала научить мальчика говорить плавно и не спотыкаться на буквах. Ее звали Птичка Хоффман. У Птички был ярко-красный хохолок, выбеленное, как сырой блин, личико, длинные искусственные ресницы, подведённые небесно-голубыми тенями глаза, короткая юбка с множеством оборок и прозрачные пластиковые туфли на высоких каблуках. Она не выходила из дома без гортензии и играла Моцарта на рояле. Птичку окружали белые бездомные собачки. Никогда до этого Боб не встречал таких людей. Это было его первое знакомство со странным человеком, с художником. И Боб понял ≈ он не одинок.

Встреча с Птичкой Хоффман, научившей Уилсона не бояться букв, была первым соприкосновением Художника с искусством, которое изменило его жизнь. То была встреча с другой, но тоже реальностью, которую неосознанно жаждал познать маленький Уилсон.

Боб вырос и стал Художником ≈ он никогда внешне не производил впечатление странного человека, напротив: плавная, размеренная речь, голубые джинсы, чёрная майка, темно-синий пиджак Армани. На вид успешный бизнесмен ≈ ни длинных волос, ни нечёсаной бороды – чист, как слеза комсомолки.

В 2006 году он отрыл центр, который назвал в честь своей доброй феи Byrd Hoffman Watermill Foundation ≈ a laboratory for the arts and humanities.

А вот королем Испании Боб не стал, но одно лето принцесса Испании ходила в центр каждый день, как на работу. А еще Боб дружит с принцессой Монако Каролиной, императрицей в изгнании Фара Дибой, королями моды и экрана, с ним дружила великолепная Марлен Дитрих, а Луи Арагон, стоявший у истоков сюрреаизма, считал Уилсона продолжателем этого направления. В начале 70-х он написал о Бобе: «Когда мы начинали движение сюрреализма, мы часто думали, кто же придёт после нас и продолжит наше дело. И вот он пришёл». Я не знаю, прав ли Арагон... Да и мало кто из критиков-культурологов это знает.

Мне же повезло встретить Великого мечтателя!

Марк Твен сказал: «Избегайте тех, кто старается подорвать веру в ваши силы. Мелкие люди всегда делают это. Великие же, наоборот, внушают чувство, что вы тоже можете стать великим». Мало просто мечтать. Нереализованные мечты разлагаются и отравляют душу. О том, чего стоит эта реализация, говорит сумасшедший график Мастера и шесть операций на сердце Уилсона.

Центр Роберта Уилсона превратился в Великую Мечту для ищущих┘ «Уотермилл» ежегодно притягивает к себе более ста тщательно отобранных художников, музыкантов, актёров и учёных со всего мира. И каждый из них, как и сам Уилсон, может назвать себя птенцами гнезда Птички Хоффман.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Ольга Соловьева

Совет Федерации утвердил в должности главного ревизора нацпроектов

0
1250
Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Екатерина Трифонова

Воспрепятствование профессиональной деятельности защитников становится политическим вопросом

0
1047
Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Иван Родин

Николай Патрушев и Алексей Дюмин стали помощниками президента РФ с изначально формальным функционалом

0
1574
Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Дарья Гармоненко

Депутаты и сенаторы отчасти использовали новые конституционные полномочия

0
1169

Другие новости