28.02.2007 00:00:00

Пузырьковый термояд частично оправдали

Тэги: талеярхан, паттерман, термояд

талеярхан, паттерман, термояд При определенных условиях в каждом из подобных пузырьков, возможно, идет термоядерная реакция.
Источник: Lawrence Livermore National Laboratory

Несколько дней назад научный скандал, связанный с работами американского профессора Рузи Талеярхана и длившийся около года, закончил свое существование – обвинения в подтасовке результатов, выдвинутые против него, официально сняты. Правда, осадок остался и вряд ли выветрится в ближайшее время.

Напомним, американский физик Рузи Талеярхан в 2002 году предположил, что если «обстреливать» специально подготовленный раствор мощным ультразвуковым импульсом, то можно зажечь в этом растворе термоядерную реакцию. По его мысли, возникающие при этом пузырьки газа в растворе начнут быстро схлопываться, температура в них поднимется настолько, что атомы водорода станут попарно соединяться, высвобождая дополнительную энергию в виде лишних нейтронов. В 2004 году его работы по ультразвуковому, или пузырьковому, термояду произвели настоящую сенсацию – он опубликовал работу, в которой подтвердил свою догадку экспериментально. Иными словами, Талеярхан предлагал способ построить термоядерную электростанцию «на столе», не затрачивая на нее десятки миллиардов долларов и десятки лет объединенных усилий множества стран (см. «НГ-наука» от 25.01.06).

Его заявления, как и вообще все работы, связанные с так называемым холодным термоядом, большинством физиков были приняты в штыки. Работа была раскритикована, эксперимент воспроизведен в другой лаборатории и лишних нейтронов не выявил. Талеярхан в ответ предпринял еще один эксперимент, опять получив положительный результат. Началась долгая и, в сущности, неинтересная борьба Талеярхана с коллегами по Институту Пердью, где он работает с 2004 года. Были взаимные обвинения, были эксперименты, подтверждающие и не подтверждающие правоту Талеярхана, и, по общему мнению, выходило, что тот то ли нечисто проводил свои опыты, то ли просто фальсифицировал их результаты.

Скандал достиг апогея, когда коллеги по институту, скопировавшие его последний эксперимент и опять не получившие лишних нейтронов, решили опубликовать статью о своих результатах, фактически обвиняющую физика в жульничестве. Талеярхан стал препятствовать этой публикации, и тогда было начато внутриинститутское расследование инцидента.

В то время бушевали страсти вокруг корейского генетика У Сук Хвана, уличенного в фальсификации и множестве других недостойных поступков. Подобная же история грозила повториться в Институте Пердью – там рождался свой У Сук Хван.

Наконец в июне прошлого года расследование инцидента было завершено, и┘ ничего не произошло. Специальная комиссия, проводившая это расследование, засекретила свои выводы. Новый У Сук Хван не родился, так же как не родился и ультразвуковой термояд.

Причин этого засекречивания до сих пор не знает никто. Подобное положение дел ни одну из сторон не устраивало, и потому возник новый скандал – теперь уже вокруг Института Пердью. Расследование пошло на второй круг. Но только теперь, спустя более полугода, комиссия, опять-таки не вдаваясь в подробности, заявила, что все обвинения против Рузи Талеярхана в фальсификациях (точнее, в «мискондакте», что в грубом переводе с английского означает «должностное преступление») сняты.

Физик ликует. «Я оправдан, моя честь восстановлена, – заявляет он. – Почти год «варки под давлением» наконец завершен».

Но, похоже, он выдает желаемое за действительное. Честь-то его публично восстановлена, это так, но никто не понимает, за счет чего – подробности расследования по-прежнему под ковром, и неизвестно, то ли его пытались оболгать, то ли его оправдали «за недостаточностью улик», то ли еще что. Потому что следующего логического шага – признания существования пузырькового термояда – так и не сделано.

Наоборот, практически одновременно с заявлением комиссии в авторитетнейшем журнале Physical Review Letters появляется статья «внешних» оппонентов Талеярхана – Сета Паттермана и Кеннета Саслика из Калифорнийского университета, которые точно повторили его первый эксперимент и никаких лишних нейтронов опять не обнаружили. Et cetera, et cetera┘