24.03.2010 00:00:00

Птицефабрика юрского периода

Тэги: днк, скорлупа, яйцо

днк, скорлупа, яйцо Маврикийский дронт, додо, был полностью уничтожен к 1690 году. Теперь можно попробовать воссоздать этот вид.
Источник: euriskodata.com

В очень авторитетном американском научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences («Труды Национальной академии наук») опубликована статья группы биологов, которые смогли выделить ДНК из┘ скорлупы яиц гигантских вымерших птиц возрастом 19 тыс. лет.

Как сообщает сетевой ресурс Лента.ru, ученые работали с окаменевшими яйцами моа, обитавших в Новой Зеландии, страусов эму, живших в Австралии (часть видов сохранилась до наших дней), и яйцами слоновых птиц, населявших Мадагаскар. Это самые крупные представители этого класса живых существ. Так, слоновые птицы достигали в высоту 3 метров, а их яйца по объему превосходят куриные в 160 раз. Моа дорастали до 3,6 метра, а эму – до 1,9 метра.

Эксперименты с выделением палео-ДНК (то есть ДНК из ископаемых древних останков) проводятся давно. Но до сих пор исследователи применяли технологию экстракции наследственного материала из костей ископаемых животных, птиц в частности.

Так, еще в 1999 году появились сообщения о том, что британские ученые приступили к реализации программы воссоздания с использованием сохранившегося генетического материала исчезнувшего вида животного. Причем в качестве первого объекта была выбрана знаменитая птица дронт (додо). Полное биологическое название додо – маврикийский дронт. Это тоже была крупная, высотой до метра, нелетающая птица. Дронт обитал на острове Маврикий (Маскаренские острова) в Индийском океане. Существовало три вида этого нелетающего голубя величиной с индюка.

Не сохранилось ни одного экземпляра чучела додо (были ли таковые – тоже вопрос). В гибели беззащитных додо повинны голландские моряки, которые первыми из европейцев и увидели эту птицу, когда высадились на остров для пополнения запасов воды и свежего мяса. Завезенные ими на Маврикий животные – свиньи, обезьяны, крысы, собаки и кошки – разоряли наземные гнезда додо. Считается, что маврикийский дронт был полностью уничтожен всего за десять лет – в период с 1680 по 1690 год.

Любопытно, что в Москве, в Государственном Дарвиновском музее, имеется один из немногих скелетов дронта. Ученым известны считанные единицы скелетов и костей дронта, а экземпляр, хранимый в Дарвиновском музее, – единственный в России.

Тогда, 11 лет назад, научные сотрудники Дарвиновского музея высказывали серьезные сомнения в благополучном исходе эксперимента, задуманного английскими учеными. Аргументы были такими. Во-первых, очень мала вероятность, что хорошо сохранилась такая сложная трехмерная структура, как ДНК. По словам сотрудников музея, даже из туш мамонтов, пролежавших в вечной мерзлоте, не удается выделить неповрежденные ДНК – все они «переломаны». А во-вторых, ДНК сама по себе не реплицируется (не «размножается»). Чтобы запустился процесс ее деления, нужно соответствующее окружение – цитоплазма и прочие органеллы, присущие живой клетке┘

В том-то и состоит нынешнее достижение американских биологов, что они разработали технологию выделения наследственного материала (ДНК) не из костей, а из яичной скорлупы. Авторы новой работы обнаружили, что именно в этой фракции содержится большая часть ДНК – она оказывается как бы запечатанной в матриксе из карбоната кальция. До этого, при экстракции из костей, большая часть кальция просто вымывалась из исходного материала. Ведь раньше как поступали – из остатков костного материала специальными методами делали выжимку; помещали ее в физиологический раствор и вымывали все лишнее. Затем отбирали хорошо сохранившиеся клетки и «выколупывали» из них ядра (напомним, именно в ядрах содержится ДНК).

Успех оказался даже большим, чем ожидали. Удалось получить не только ядерную ДНК, но и ДНК так называемых митохондрий – органелл, работающих как энергетические станции клетки. Митохондриальная ДНК меньше ядерной, поэтому она лучше сохраняется в образцах и ее легче извлечь. Однако она несет значительно меньше информации о живом существе. К тому же эта информация передается потомству только по женской линии.

По словам ученых, скорлупа – более удобный источник ДНК не только потому, что из нее легче извлечь нуклеиновые кислоты. Дополнительным преимуществом является меньшая «привлекательность» скорлупы для бактерий, ДНК которых загрязняет ДНК искомых видов и затрудняет работу с ней.

И тем не менее открытым остается самый интригующий вопрос: можно использовать полученные ДНК для воссоздания давно вымерших животных?

Фундаментальных ограничений для процесса клонирования, кажется, нет. Принципиальная схема ясна: пересаживаем полученные клеточные ядра в яйцеклетки коров, предварительно лишенные родных ядер (с яйцеклетками коров удобнее работать: они большие по размерам, налажена технология их производства, существуют банки таких клеток); затем «суррогатная» мать родственного вида вынашивает эмбрион... Остается только подождать. В случае с клонированной овцой Долли вероятность успеха составила 0,02%.

Если немного дать волю фантазии – а от этого никуда не денешься! – то, чем черт не шутит, возможно удастся таким путем воссоздать не только вымерших гигантских птиц, но их непосредственных предков – летающих динозавров. Последние появились на Земле как раз в юрский период – 130–190 млн. лет назад. По крайней мере яйца динозавров тоже уже имеются в палеонтологических коллекциях.