0
4799
Газета Наука Печатная версия

23.05.2012 00:00:00

Три источника апокалипсиса российской науки

Дмитрий Квоном

Об авторе: Дмитрий Харитонович Квон - доктор физико-математических наук, профессор Новосибирского государственного университета.

Тэги: государство, власть, наука


Российская наука коллапсирует на глазах и переживает настоящий апокалипсис. Не пугайтесь – речь идет всего лишь о ее онтологическом и гносеологическом содержании и не касается житейских сторон. В этом отношении с российской наукой все в порядке. Зарплаты научных работников, конечно, не достигли уровня западных коллег, но точно превышают среднюю зарплату по стране. Да и с научным инструментарием дела не так уж плохи. За последние 10 лет произошло практически полное приборное переоснащение многих российских лабораторий, правда, исключительно импортным оборудованием, но от этого они остались только в выигрыше.

Если же говорить о науке как о занятии, требующем прежде всего трезвого и критического отношения к природе и миру, то, повторяю, в современной России оно исчезает апокалиптическими темпами. У означенного апокалипсиса – три источника.

Первый источник – геронтологическая революция, произошедшая на наших глазах в Российской академии наук, когда достижения современной медицины и неплохие условия жизни высшего академического сословия позволили ему заметно повысить свой средний возраст. Теперь энергичный член-корреспондент или академик 70–80 лет – это главный герой российской науки, обладающий всей полнотой как финансового, так и административного ресурса.

Но против законов природы не попрешь, и даже сейчас, когда наиболее плодотворный возраст для занятий науки заметно вырос и сместился куда-то в район 30–60 лет, увы, к 70–80 годам научный потенциал человека, несмотря на все завидное здоровье, исчерпывается. Автор статьи знает только одно исключение (разумеется, подтверждающее правило) – выдающегося физика-теоретика академика Анатолия Ивановича Ларкина, писавшего первоклассные работы вплоть до самой своей кончины в возрасте 72 лет, нередко вместе с молодыми соавторами, годившимися ему во внуки.

К тому же в подавляющей своей массе – это люди, не подходящие к приборам и не решающие уравнений уже в течение многих десятков лет. Их основное времяпрепровождение сводится к бесконечным заседаниям, празднованиям юбилеев, присуждениям наград и премий, каждодневным заботам о здоровье… и похоронам. Но сколько энергии, бодрости в их действиях, сколько веры в свою научную святость! Какие замечательные у них глаза! Они постоянно навыкате, но никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла, но зато какая мощь (какая духовная мощь!). И, господи, какие только фантасмагорические идеи и мысли не приходят им в голову!

Второй источник – научная политика государства, олицетворенная Министерством образования и науки РФ. Какой у этого министерства был современный министр Андрей Фурсенко! И интервью налево и направо раздавал, и с бесконечным терпением разъяснял свою позицию, и бесстрашно вел диалог с возмущенной и почти ненавидящей его научной общественностью.

А какие молодые, энергичные менеджеры в этом ведомстве! Следуя мстительному и плебейскому чувству неприязни к академическому сословию и своим, в основном некритически содранным с Запада управленческим рецептам, поощряемые властью с соответствующими немалыми финансовыми возможностями, а также вооруженные современной оргтехникой, они затевают свои игры с второсортной вузовской наукой и разного рода госконтрактами и мегагрантами, сопровождаемые таким количеством инструкций, какое не снилось даже в годы расцвета советской бюрократии.

Результат не преминул сказаться. Вдруг абсолютно не обладающие ни необходимой инфраструктурой, ни, что важнее, квалифицированными кадрами провинциальные вузы становятся национальными исследовательскими университетами и получают миллионы долларов на покупку самого современного импортного оборудования. И смело покупают его… и теперь оно пылится в не приспособленных для него помещениях или ржавеет под дождем. Как в поздние годы советской власти, когда советское телевидение заполоняли сюжеты о нерадивом и нерачительном использовании народных денег. Или, того хуже, с помощью них плодится огромное число низкопробных научных публикаций во всякого рода второсортных научных изданиях, о существовании которых узнаешь не без некоторого изумления, но входящих в непомерно раздутый перечень Высшей аттестационной комиссии (ВАК).

И, наконец, третий источник – это какое-то фондово-конкурсное безумие, охватившее академические и вузовские просторы России под девизом «Молодым везде у нас дорога». Все кому не лень – и уже упомянутые академики и министерские чиновники, международные организации, олигархи, московские и региональные власти, даже чиновники районного масштаба – учреждают фонды, премии и гранты и проводят бесконечные конкурсы и поиски молодых талантов. Если к этому добавить полуграмотные и фальшиво-восторженные очерки местных и федеральных СМИ, освещающие оные, то атмосфера, в которую попадают студенты и аспиранты с их нищенскими стипендиями, более всего напоминают «Фабрику звезд». И многие молодые ученые не выдерживают и с таким энтузиазмом бросаются в написание бесконечных грантов и проектов и такие дают направо и налево интервью о чудесах науки, что тут уже не до работы.

На описанном празднике бодрящейся старости и энергичной молодости есть место чему угодно, только не нормальной, спокойной и не терпящей суеты (служенье муз, а тем более науки не терпит суеты) научной деятельности. И в настоящем загоне оказывается научный сотрудник, еще не потерявший вкус к неожиданным решениям уравнения Дирака, или сутками борющийся с неожиданно возникшими шумами и наводками в затворной цепи, или истово ползающий по историческим архивам своей ужасной и прекрасной родины.

Новосибирск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


20 проверенных идей Дмитрия Давыдова для роста экономики России

20 проверенных идей Дмитрия Давыдова для роста экономики России

Татьяна Попова

Бизнесмен предлагает использовать в РФ только лучшие мировые практики

0
448
Алюминий как произведение искусства

Алюминий как произведение искусства

Василий Матвеев

Открытая в Лондоне инсталляция En+ Group «Между небом и лесом» призвана напомнить о роли крылатого металла для экологичного будущего

0
500
Иголка в стоге, фантомный «Лидер», герои «перфоманса»

Иголка в стоге, фантомный «Лидер», герои «перфоманса»

Флот вооружается «пластмассовыми» кораблями

0
1996
Оборонпром Турции задает вектор в создании оружия XXI века

Оборонпром Турции задает вектор в создании оружия XXI века

Сергей Козлов

Итоги международной выставки IDEF 2021 в Стамбуле

0
1139

Другие новости

Загрузка...