29.12.2012 00:00:00

1. Бозон Хиггса спас современную физику

Тэги: физика, коллайдер, наука

физика, коллайдер, наука Питер Хиггс любуется детектором частиц на Большом адронном коллайдере. Здесь и была поймана частица Бога.
Фото CERN

4 июля из Европейского центра ядерных исследований в Женеве (CERN) пришло сенсационное сообщение. Огромная коллаборация ученых – 4 тыс. человек! (кстати, около 300 из них – из России) – в экспериментах на Большом адронном коллайдере (LHC) обнаружила новую элементарную частицу. По всем параметрам она соответствует так называемому бозону Хиггса. Собственно, ради поиска данного бозона, предсказанного в 1964 году английским ученым Питером Хиггсом, и был построен этот самый дорогой в истории человечества физический прибор – LHC.

Большой адронный коллайдер – кольцевой туннель, расположенный на глубине 100 м под землей (проходит под территориями Швейцарии и Франции). В нем разгоняются до околосветовых скоростей и сталкиваются лоб в лоб пучки элементарных частиц – протонов. В результате рождаются новые элементарные частицы, которые регистрируются четырьмя гигантскими, высотой с пятиэтажный дом, детекторами.

Новость из CERN об открытии частицы, очень похожей на бозон Хиггса, совершенно справедливо названа сенсационной потому, что открыта, как ее называют, частица Бога. Столь пафосное название тоже оправданно: согласно Стандартной модели (теории, описывающей взаимодействие в микромире элементарных частиц), бозон Хиггса, он же частица Бога, ответственен за то, что все другие элементарные кирпичики материи обладают массой. Мир – мироздание! – обрел окончательные материальные основы.

Про частицу Бога известно, что масса ее составляет 125 ГэВ (1,25 х 1011 эВ). Фабиола Джианотти, глава церновской коллаборации ATLAS, подчеркнул: «На энергиях 126 ГэВ мы можем изучить новую частицу очень подробно. Спасибо, природа». Но дело не только в физике Большого адронного коллайдера, но и в большой политике.

Физиков из CERN, что называется, поджимали. После запуска в 2010 году LHC от них чуть ли не сразу стали ждать результата. Средства вложены многомиллиардные – оправдывайте! Но парочка технических поломок долго не позволяла выйти на полную мощность. Тут же подсуетились американские коллеги: появились сообщения, что на их ускорителе элементарных частиц «Теватроне» – единственном более или менее конкуренте европейскому Большому адронному коллайдеру – удалось поймать нечто похожее на частицу Бога. Оказалось – то ли поспешили американцы, то ли таким способом попытались спасти от закрытия программу исследований на «Теватроне».

У американцев, кстати, с этим просто. В октябре 1993 года Конгресс США отказался финансировать строительство SSC (Superconducting SuperCollider – Сверхпроводящий сверхколлайдер), родственника будущего церновского LHC, на котором физики тоже хотели увидеть бозон Хиггса. Решение объяснялось экономическими причинами.

В каком-то смысле церновские физики – там, кстати, работают и несколько сотен физиков из России – просто не могли не открыть частицу Бога. Иначе бы их, вполне возможно, самих закрыли.

Чтобы было понятно, почему физики все-таки осторожничают, оставляя себе пути к отступлению, надо иметь в виду такую статистику. Четыре гигантских детектора LHC накапливают больше чем 10 млн. Гб данных о событиях при столкновении частиц в течение каждого года. Это эквивалентно содержанию примерно 20 млн. компьютерных компакт-дисков.

Надо дать время ученым окончательно разобраться в этой Ниагаре информации. А заодно и доступно рассказать нам, как устроен Универсум. Ни больше, ни меньше.