0
7573
Газета Наука Интернет-версия

24.04.2013 00:01:00

Наукоемкий Северный морской путь

Юлдуз Халиуллин

Об авторе: Юлдуз Нуриевич Халиуллин – кандидат экономических наук, помощник директора Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН.

Тэги: наука, география


наука, география

В Институте океанологии имени П.П. Ширшова РАН состоялась Международная научно-практическая конференция «80 лет с начала планомерного изучения и развития Севморпути». Открывая конференцию, директор ИО РАН академик Роберт Нигматулин отметил, что Россия – самая холодная страна мира, более 20% ее территории находится за Полярным кругом. На севере России расположены богатейшие месторождения полезных ископаемых, в большей мере определявшие и продолжающие определять благосостояние россиян. Освоение природных богатств Арктики невозможно без надежной транспортной схемы, стержень которой – Северный морской путь (СМП) и судоходные реки российского Севера.
Выдающийся ученый, посвятивший 64 года своей жизни геологическим и геофизическим исследованиям Арктики и Антарктиды, участник первых трех научных экспедиций на Южный полюс, академик Анатолий Лисицын посвятил свой интереснейший доклад новым подходам геологических исследований в Арктике и на трассе Севморпути. Несмотря на скудные финансовые возможности, ученые Института океанологии под его руководством в течение последних 20 лет проводят непрерывные исследования в двух очень важных для нашей страны морях – Белом и Каспийском. Проведено около десятка экспедиций, результаты которых опубликованы в нескольких монографических сборниках.
Патриарх международной школы морской геологии Александр Петрович Лисицын, которому недавно исполнилось 90 лет, вот уже пять лет подряд совместно с учеными своей лаборатории проводит ежегодные всероссийские и международные конгрессы по всем аспектам современной морской геологии.
Что касается содержания упомянутых экспедиций, то в результате их проведения была разработана новая методика непрерывных глубоководных исследований. Регистрация всей необходимой информации ведется с помощью приборов, которые опускаются в море в различных точках в течение двухмесячной экспедиции. Вся информация записывается на твердые носители. Затем в течение года через спутники эти данные становятся доступными для обработки. Такие приборы в настоящее время действуют в 20 точках Белого моря. Они как бы становятся подводными обсерваториями, передавая научные данные в непрерывном режиме через спутники.
«Без большой науки невозможно освоение Арктики. ИО РАН работал во всех шести морях Арктики, собрано и обработано огромное количество данных по многим направлениям, что, в сущности, является научным сопровождением развития Северного морского пути, – подчеркнул академик Лисицын. – Мы должны всегда помнить, что 70% территории Российской Федерации находится на Севере. Бассейн Северного Ледовитого океана без малого занимает 40 миллионов квадратных километров, десятая часть которого должна стать зоной наших экономических интересов. Но это ни в коем случае не означает, что там не могут развернуть экономическую деятельность и другие страны».
Член-корреспондент РАН Леопольд Лобковский посвятил свое выступление проблемам аномальных выбросов метана на Арктическом шельфе, их возможному влиянию на потепление климата в регионе и во всем мире. В ходе экспедиции на судне «Академик Лаврентьев» в 2012 году ученые ИО РАН и Тихоокеанского института океанологии зафиксировали громадные тысячекилометровые окна выброса метана. Это, пожалуй, главная причина потепления в этом регионе, что, в свою очередь, ускоряет таяние льдов.
Раздел континентального шельфа, богатого углеводородами и другими минеральными ресурсами, между пятью арктическими странами ставит огромные научные проблемы, без решения которых невозможно как расширение континентального шельфа, так и его освоение. В настоящее время в эксплуатации находятся четыре из шести действующих атомных ледоколов. Два из них в ближайшее время уже отрабатывают свой 20-летний срок и будут списаны. Полным ходом идет строительство двух новых атомоходов, которые будут оснащены самыми современными приборами и оборудованием.
Начиная с 2010 года по Севморпути приступили к коммерческим проводкам иностранных судов по маршруту Европа–Азия, главным образом на японские (Кобе), корейские (Пусан, Ингон) и китайские (Циндао) порты. Основной груз – сжиженный природный газ, железная руда, сырая нефть и газоконденсат. Пока еще слабо организованы перевозки контейнерных грузов с Востока на Запад.
За последние несколько лет интерес во всем мире к Арктическому региону и акватории Северного Ледовитого океана – глобальному холодильнику – заметно возрос. Если в 2010 году транзитом было перевезено 110 000 тонн груза в ходе экспериментальных рейсов, то в 2011 году проведено 258 и в 2012 году – 330 транзитных судов, следовательно, несколько миллионов тонн груза. Действующий атомный ледокольный флот способен обеспечить транзитный грузопоток до 10 млн. тонн в сезон, а через несколько лет (к 2018 году) этот показатель достигнет 15 млн. тонн в год.
Небезынтересно, что в ходе конференции состоялось прямое видеовключение Аляски, и директор Института Севера США представил программу предстоящего научного саммита стран Арктики, проведение которого намечено на осень текущего года в Исландии. Это весьма актуально, поскольку до сих пор отсутствует согласованный полноценный менеджмент при эксплуатации ресурсов Арктики. Недаром директор Института по охране морской природы (США) профессор Билл Эйхенбаум подчеркивает: «Если в ближайшее время нам не удастся преодолеть отсутствие глобального менеджмента, то Арктику ожидают худшие времена, прежде всего в экологическом плане».
В этой связи я спросил у американского собеседника, как он относится к обмену мнениями на предстоящем саммите по Арктике относительно разработки Международного соглашения между пятью арктическими державами по глобальным экологическим аспектам Арктики. Директор Института Аляски заявил, что эти вопросы можно будет обсуждать на заседаниях круглого стола, которые входят в повестку дня. На саммит кроме представителей научного сообщества приглашаются также руководители «Газпрома», «Роснефти» и ЛУКОЙЛа.
«Богатство России прирастет Сибирью… и Севером». Эти пророческие слова Михаила Ломоносова, высказанные на заре возникновения Российской империи, полностью оправдались в истекшем столетии: вот уже почти полвека мы живем за счет углеводородного сырья сибирских просторов, запасы которых стремительно уменьшаются. И неудивительно, что в ХХI веке мы с большой надеждой смотрим на несметные богатства Севера – на континентальный шельф арктических морей, эксплуатация которых обойдется нам очень дорого, а экологические последствия могут быть трудно предсказуемыми.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
220
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
264
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
228
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
194

Другие новости