Газета Наука Печатная версия

07.04.2020 16:06:00

Рубежи иммунной защиты

Подвижную природу иммуномодуляторов необходимо учитывать при создании противовирусных вакцин

Тэги: медицина, здарвоохранение, коронавирус, covid19, иммунитет, вирус

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

медицина, здарвоохранение, коронавирус, covid-19, иммунитет, вирус Коронавирус (голубые шарики) на фоне белой клетки крови. Иллюстрация Physorg

Научные журналы мира буквально вопиют об опасностях, которые связаны с коронавирусом. Авторитетный Nature призывает правительства разных стран соблюдать, как «Отче наш», три заповеди: следовать рекомендациям ВОЗ, рассекретить все данные и глобально кооперироваться в борьбе с вирусной угрозой. При этом вспоминают книгу химика Чарльза Сноу «Наука и правительство», в которой он жаловался на то, что чиновники в ходе Второй мировой войны мало обращали внимания – если вообще делали это – на советы научных советников. Тут же New England J. Medicine публикует статью, согласно которой опасный вирус держится на поверхностях часами. Ему вторит не менее авторитетный Science, редакторы и эксперты которого также сомневаются в эффективности широко рекламируемого опыления химсредствами.

Вместе с тем ученые продолжают напряженно трудиться над раскрытием тайн вирусов и иммунного ответа на них. Известно, что иммунный ответ начинается с реакции мечниковских макрофагов, которые «заглатывают» различные патогены и переваривают их, чтобы представить их части в виде антигенов белковому рецептору Т-хелпера. Это лимфоцит помогает включить В-лимфоцит, после чего тот начинает синтезировать защитные антитела, а также натуральные киллеры и цитотоксические лимфоциты. Именно киллеры и цитотоксики по наводке антител атакуют инфицированные клетки, пробивая в их мембранах огромные дырки с помощью белка перфорина. При этом Т-хелпер действует благодаря синтезируемому им белку, который за свой функцию связи лейкоцитов (клеток белой крови) получил название интерлейкин (IL2).

Сотрудники Калифорнийского университета в Санта-Крусе с коллегами из соседнего Стэнфорда и Университета Рио-де-Жанейро показали, что интерлейкин-2 способен претерпевать два изменения формы. Одно из них гасит иммунный ответ, увеличивая число Т-лимфоцитов регуляторов (Treg). Другое стимулирует, взаимодействуя с белковым рецептором IL-2, приводит к увеличению Т-эффекторов. Это явление называется конформационной пластичностью. Ее надо учитывать при создании новых лекарств, пишут ученые в журнале «Труды АН США» (PNAS).

Новое более глубокое понимание подвижной природы иммуномодуляторной молекулы IL-2 необходимо учитывать и при создании противовирусных вакцин. Они создаются путем воздействия частей вирусной оболочки на В-лимфоциты и последовательных этапов отбора более эффективных антител, вырабатываемых организмом подопытного животного. Есть также сыворотки, представляющие собой наработанную массу протеиновых антител, которую вводят, например, после укуса змеи.

Однако пока речь идет о первом варианте иммунной защиты, о чем сообщил все тот же Nature. Говорится о первых четырех из 45 добровольцев, согласившихся участвовать в испытаниях вакцины, проводимых одной из биотехнологических компаний в Кембридже близ Бостона. Проверка экспериментальной вакцины началась на полтора месяца раньше предполагавшихся сроков в Сиэтле под наблюдением одного из подразделений Национального института здоровья.

Одновременно с этим специалисты Мельбурнского университета в медицинском приложении Nature описали клинический случай излечения 47-летней китаянки, вернувшейся в город из Уханя. Она отрицала контакты с зараженными людьми и посещение рынка морепродуктов. Простукивание-аускультация и рентген грудной клетки показали уплотнение в районе разделения бронхов и незначительное уменьшение насыщения крови кислородом. Лечили ее капельницами (без антибиотиков, стероидов и противовирусных лекарств) и выписали на домашний режим через 10 дней.

Случай был клинически легким с незначительным увеличением С-реактивного белка крови. Число лимфоцитов и нейтрофилов было в пределах нормы. Исчезновение симптомов произошло к 13-му дню заболевания, при этом иммунологический анализ показал устойчивое возрастание противовирусных иммуноглобулинов М и G вплоть до 20-го дня.