0
765
Газета Содружество Интернет-версия

21.01.2002 00:00:00

Где "брачный договор"?

Тэги: белоруссия, конституция, сотрудничество


Предусмотренный ст. 62 Договора о создании Союзного государства Конституционный акт, о котором так много говорится в последнее время, должен стать, по сути, единой Конституцией двух стран, России и Белоруссии. Беспрецедентность этого шага понятна: обе стороны ради общего блага должны "поступиться принципами" (читай - полномочиями и своими нынешними интересами) ради светлого будущего. Однако за сегодняшними интересами стоят конкретные люди - министры, высокопоставленные чиновники, депутаты двух парламентов, более мелкие чины союзных структур. И поэтому отказываться от принципа "здесь и сейчас" ради такого будущего, которое грозит высокопоставленным чиновникам сдачей в "общий котел" их конкретных рычагов влияния, реально мало кто склонен. Именно поэтому можно уверенно предположить, что сетований на различные несовершенные варианты Конституционного акта будет еще много, дискуссии затянутся, а сдвинется ли дело с мертвой точки - большой вопрос.

Российские сторонники активной интеграции двух стран полагают, что на самом деле суть не в вариантах и не в деталях (сегодня в разных инстанциях циркулируют по крайней мере четыре варианта Конституционного акта), а именно в политическом решении лидеров двух стран, Владимира Путина и Александра Лукашенко. Поскольку без их принципиального решения бессмысленны и непродуктивны любые дискуссии и варианты.

Такой точки зрения, например, придерживается известный политик, стоявший у истоков российско-белорусской интеграции, Сергей Бабурин, чей вариант Конституционного акта считается самым "радикальным". Радикализм в проекте Сергея Бабурина касается прежде всего замены Высшего Госсовета (как структуры "громоздкой и неэффективной") институтом президентства Союзного государства, с должностями президента и вице-президента. При этом могут быть ликвидированы посты президентов в двух странах. От такой перспективы, конечно, дух захватывает, но сам автор вполне прагматично объясняет это нынешними реалиями двух государств. Примерно к 2007 г., при всех раскладах, истечет срок президентства Владимира Путина и Александра Лукашенко, и неизвестно, как может сложиться судьба Союзного государства, если президентом хотя бы одной из двух стран вдруг станет человек, не испытывающий, мягко говоря, острой потребности в развитии стратегического российско-белорусского союза. Поэтому столь кардинально и ставится вопрос о Конституционном акте: это должен быть не просто еще один документ с благостными пожеланиями, которые никто не спешит выполнять, а именно документ в "ранге" единой Конституции двух стран, объединенных в Союзное государство. Но для того, чтобы сделать эту Конституцию бесспорно легитимной, необходимо ее утверждение в союзном парламенте (которого все еще нет), а затем - на референдуме, чтобы одновременно же утвердить соответствующие поправки в нынешние Конституции России и Белоруссии.

Как всегда, любому своевременному действию в России препятствует часть политической элиты, приближенной к Владимиру Путину, категорически не любящей Александра Лукашенко. По этому замкнутому кругу можно бегать еще десятилетиями, пока Союзное государство не превратится в архивное "дело" о несостоявшейся любви. С одной стороны, не решены и не решаются такие важнейшие вопросы, как вопрос о союзной собственности и делегированных "наверх" полномочиях двух сторон, что очень мешает сегодняшней интеграции, с другой - эти и аналогичные вопросы находятся в ведении не существующего пока общего парламента. Понятно, почему спикер Госдумы РФ Геннадий Селезнев "пробивает" эти проблемы на самом высоком уровне российской исполнительной власти, хотя и нынешнее Парламентское собрание России и Белоруссии могло бы действовать поактивнее.

Существует еще одна проблема, которая со стороны кажется надуманной: должен ли Конституционный акт быть реальным документом - или это прежде всего некая общая концепция, в которой четко отражены взаимные компромиссы и обязательства? Как уже писала "НГ", с белорусской стороны есть опасения, что от нее потребуют значительных уступок и Белоруссия, принеся на общий алтарь, например, свою собственность в качестве "союзной", ничего не получит взамен. Представители же российской стороны, при внешнем словесном камуфляже о суверенной Белоруссии, считают, что так, в сущности, и должно быть, поскольку Россия вкладывает значительные средства в общий бюджет (по крайней мере, прошлогодний союзный бюджет Минск не выполнил) и несет другие значительные затраты. Поэтому, например, официальные представители Постоянного комитета (ПК) Союзного государства считают, что дело не в том или ином конкретном варианте Конституционного акта, а в общей позиции, согласованной прежде всего между двумя президентами. Это прежде всего вопросы оборонной политики и охраны общих границ, эмиссионной, финансово-кредитной и валютной политики, формирования бюджета и структур управления Союзного государства, процедура принятия в состав Союзного государства других стран (как и порядок выхода).

В ПК придерживаются мнения, что Союзное государство должно быть не конфедерацией, а федерацией, и эта точка зрения отражена в объемном документе под названием "Конституционные принципы Союзного государства". В качестве вариантов будущего государственного устройства в этом "пакете" рассматривается как президентская республика (с должностями президента и вице-президента Союзного государства), так и парламентская республика.

В принципе сегодня двум президентам, исполнительной власти Союзного государства, а также двум парламентам есть чем руководствоваться и из чего выбирать, синтезируя будущую единую Конституцию. И дело действительно только в политической воле двух лидеров, если они сумеют "победить" свое ближайшее окружение, которое не торопится расставаться с нынешними рычагами власти. Если этого в ближайшее время не произойдет, то в ход снова пойдут старые песни о нищете Белоруссии как вечного нахлебника для российских налогоплательщиков. Эти мелодии и так не стихают, хотя сама модель разработанных двусторонних отношений России и Белоруссии в системе СНГ кажется специалистам наиболее перспективной - при всех своих минусах. Осталось лишь зафиксировать наши отношения политическим "брачным договором" - Конституционным актом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
427
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
510
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
589
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
572

Другие новости