0
1794
Газета Стиль жизни Интернет-версия

27.11.1999 00:00:00

Место Анисимовой

Тэги: актриса, театр


...КОГДА в 1943 году она вернулась из уральской эвакуации, от ее правильной московской речи не осталось и следа. Над ее говорком, неправильными ударениями смеялись. Огромноглазая, с лукавой и нежной улыбкой, женственная, с низким, виолончельным голосом, она страдала, никогда и ни от кого не слыша, как она хороша. Хороша она была настолько, что ее - девочку из нетеатральной семьи, где жилось бедно, где долго и тяжело болела мать, не игравшую даже в самодеятельности, - с ходу приняли во ВГИК на курс Бориса Андреевича Бабочкина и Нины Алисовой. Все шло хорошо и гладко, студенты-режиссеры наперебой звали первокурсницу сниматься в учебных фильмах. Но в зимнюю сессию возглавлявшие кафедру актерского мастерства Сергей Герасимов и Тамара Макарова потребовали ее отчисления.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Бабочкин позвонил Цецилии Львовне Мансуровой, та вместе с педагогами-вахтанговцами Львовой и Шихматовым посмотрела, послушала, и жизнь юной Анисимовой вышла на свое основное направление - ее взяли в Щукинское училище.

Главным человеком в ее судьбе стала, конечно, Мансурова, первая, великая вахтанговская Турандот. Мансурова "учила собой" - тем, какой была, как жила, - щедрая, вечно бурлящая и очень добрая. Учила смелости и яркости, непредсказуемости, "вахтанговским пределам", максимализму мастерства, свободе творческого существования во всем диапазоне жанров - от водевиля до трагедии. Так именно Галина Анисимова и выпускалась - играла старый русский водевиль "Дайте мне старуху...", горьковскую Настю в "На дне" и Ларису в "Бесприданнице". Анисимову, однако, в Театр имени Вахтангова не взяли. Женщинами труппа была переполнена, пригласили одного Юрия Яковлева.

В Театре драмы на улице Герцена, вскоре переименованном в Театр имени Маяковского, она встретилась с Николаем Павловичем Охлопковым. В 50-е годы он омолаживал свою уникальную труппу. Охлопков, великолепный, красивый, в ту пору полный сил, работал неутомимо, много. Он и актерскую коллекцию умел сохранить - загружал до предела работой.

Очередной режиссер Владимир Дудин современными театральными радикалами забыт, а ведь с ним работала Бабанова. Если не считать забавного и озорного подростка - Тони в "Журбиных", то свой дебют Галина Анисимова сыграла у Дудина, в первом составе получив роль нежной восточной царевны Ширин в "Легенде о любви". Великолепная Татьяна Карпова была рядом - жертвенная, опасная в гневе и любви Мехменэ-Бану, смиряющая себя в трагическом соперничестве с младшей сестрой. Дудин тщательно занимался пластикой обеих героинь - ладонями и ступнями, постановкой головы и корпуса; отрабатывал вкрадчивый и мягкий шаг, восточную "музыкальность" тела.

Галина Анисимова так именно свое назначение лирической актрисы и приняла. Была довольна, порой даже счастлива - играя подряд, после Тони Журбиной, чистую и страдающую Марьяну в "Персональном деле" Александра Штейна, девочку, которая проникла в трагедию исключенного из партии, ни в чем не повинного отца; потом девочку времен ленинградской блокады - Полину в "Гостинице "Астория" и девушку-партизанку из написанной стихами пьесы еще не "диссидента" Александра Галича "За час до рассвета"...

РУКА СУДЬБЫ

Если бы Охлопков не увидел в молодой Анисимовой лирической актрисы, не получила бы она роль Офелии в его "Гамлете". Но в театре всегда чья-то радость соседствует с чьей-то болью. Всесильный Молотов, к несчастью, театром интересовавшийся, заметил, что Бабанова для шекспировской героини стара, и на следующий вечер Галина Анисимова получила приказ войти в роль. Ничем она не была виновата перед Марией Ивановной. Обмирала от страха. И ныне - настаивает на том, что по мере сил, с трепетом и увлечением лишь следовала Бабановой. Из четкой и грациозной, выпестованной формы, плавных и ритмичных проходов, жестов, как со старинной гравюры, стремительных пробегов и кружений в сцене безумия выйти было попросту невозможно. Бабанова в роли "серебряно" пела, не только песенку сумасшедшей Офелии перед гибелью, но слова, фразы, вкладывая в них нежность, и детское удивление, и обиду, и чистейшую любовь. Низкий голос Анисимовой тоже "пропевал" шекспировский текст. Никогда, до самой смерти, Мария Ивановна Бабанова, человек беспримерной нетерпимости, мучительного, в том числе и для себя, характера, больше не повернула головы в сторону преемницы.

Охлопков придумал соединить в дуэты русских и англичан: Евгения Самойлова - Гамлета с Мэри Юр - Офелией, а Анисимову с Полом Скофилдом. И снять пары на телевидении. Евгений Самойлов - романтик и большое дитя, - бодрясь, обещал: "Я его (то есть Скофилда) заиграю..." На первой же репетиции он накинулся на тонкую, худую, игравшую непривычно просто, в своих волосах, почти без грима Мэри Юр, так закричал, заклокотал, "запел", что английская актриса в испуге отшатнулась, и Охлопкову пришлось вмешаться, утихомиривать "романтика".

Испуганных Офелий, хоть и по разным причинам, оказалось две. Анисимова испытала страх еще до начала работы, увидев Пола Скофилда в коридоре на Шаболовке. В черном бархатном траурном колете на нее двигался подлинный Принц. Стать была королевской и голос звучал неслыханно - низко и властно. Горестно и бесстрашно смотрели глаза. "Я умерла от ужаса...", - вспоминает актриса, ощутила себя - со всеми своими косичками, завернутыми баранкой, голубым платьем, которое натягивали и стягивали, потому что была она уже беременна будущим сыном, "барышней-крестьянкой".

Скофилд играл по-английски, Анисимова - по-русски. Но разность языков ощущалась не только в буквальном, но и ритмическом, музыкальном плане. Они, охлопковцы, "пропевали" шекспировский текст, подымали его до декламации, до экстаза. Англичане - говорили просто. Длинные в русском переводе фразы по-английски оказывались короткими, "пружинными". Анисимова любила свою единственную шекспировскую роль, долго ее играла со всеми Гамлетами - с Самойловым, Козаковым, "ввела" Марцевича.

КАК ОНА СТАЛА ХАРАКТЕРНОЙ АКТРИСОЙ

Шли годы, менялись сезоны... Старел и начал болеть казавшийся вечным, прекрасным и сильным Николай Павлович. Беспокоясь о своих питомцах, о том, какими они останутся без него, он пробовал их в новом качестве. Нежную, лирическую Анисимову - в очень жесткой, прозаической роли Тамары в "Проводах белых ночей" Пановой, которые под охлопковским руководством поставила Зотова. Дар пронзительного актерского зрения, нагнетания деталей, черт откроется в образе благополучной дочки из номенклатурной ленинградской семьи, счастливой соперницы бедной Нинки. Лишь отчасти принадлежа к поколению "шестидесятников", Анисимова беспощадно сказала о язве, оборотной стороне хваленой хрущевской "оттепели" - кричащем и замалчиваемом неравенстве.

Эффектно одетая, с прической от дорогого парикмахера, очаровательно наглая, баловница судьбы, поглотительница благ, Тамара в исполнении Анисимовой несла в себе эстетику правительственных дач, закрытых клиник, персональных машин, вседозволенности и протекционизма. Все было узнаваемо в роли и бросалось в лицо зрителю - знавшему и молчавшему - как оскорбление.

С тех пор лирическая Анисимова стала характерной актрисой. И в роли Груше в "Кавказском меловом круге" - такой русской с мягкими чертами, вздернутым носиком, отважной и страстной в одинокой борьбе грузинкой. И в "деловой женщине" Кате Доценко в "Весенних скрипках" - уверенной, веселой и компанейской, общественницей и "товарищем" мужчин, потаенно мечтающей об обыкновенном, домашнем, женском счастье.

Характерность высшего душевного порядка была в Саре Мелоди ("Таверна Мелоди" О'Нила). Отца Мелоди играл Лев Свердлин, по собственному выбору и для себя ставивший спектакль. Сара являлась на сцену совершенным творением природы, в расцвете зрелой женской красоты, плотских страстей, особенно болезненных в убогости и одиночестве дома Мелоди. Отец не догадывался, что нечаянно вырастил в дочери подобие себе, только без мечтаний, без сердца. В прекрасном облике, отмщением и наказанием возвращался к старому эгоисту живой бумеранг, ударял прямо в его черствую душу.

Охлопков умирает, наступает иное время. Приходит Андрей Александрович Гончаров. В спектакле "Таланты и поклонники" приглашенной на постановку Марии Кнебель Анисимова сыграла одну из самых обаятельных своих ролей, актрису Смельскую. Переливались и блестели шелка ее изящных туалетов. Сияла белозубая улыбка. Смельская была не пошла, была простодушна - совсем не враг Негиной. И - отнюдь не бездарна. Напротив, верилось, что Смельская прелестна в любимом публикой жанрах - водевиле, фарсе, комедии. Негина металась, страдала, принуждала себя. Смельская же жила легко, грешила как-то не всерьез, и, проводив подругу Сашу, чуть позавидовав ее блестящей судьбе возле богача Великатова, отправлялась с удовольствием ужинать и с удовольствием жить дальше.

Ей было около сорока, пришла пора играть матерей и матрон. Сыграла мать в запрещенных инстанциями "Двух товарищах" Войновича. Материнское открывалось и в ее польке Анне в спектакле "Конец книги шестой" по пьесе Брошкевича - простой женщине рядом с гигантом средневековья Коперником.

В знаменитом спектакле Гончарова "Трамвай "Желание" сыграла крошечную роль Юнис - жительницу окраины, драчунью и крикушу. В другом знаменитом спектакле Гончарова - "Детях Ванюшина", уродуя и преображая себя гримом, париком, косноязычной речью, колченогой походкой, - она "сочинила" роль горничной Авдотьи, а в "Леди Макбет Мценского уезда" - служанки Аксиньи.

УМЕНЬЕ ЖДАТЬ

Творчески обласканная Охлопковым, долгие годы жившая в театре счастливо, несколько раз она думала о переходе в другой коллектив - так поступили Толмазов, Вера Орлова, Марцевич. Анисимова не ушла. Не оратор, не боец, она не роптала и не восставала. В безролье умудрялась она не потерять себя, тренироваться, экспериментировать с внешностью, пластикой, звучаниями. Нельзя было не запомнить ее Марину Зотову в гончаровской версии "Жизни Клима Самгина" - с тяжелыми косами вокруг точеной головы, полнотелую, с низким глубоким голосом. Ее Марина и в Европе жила, и книг ученых начиталась, и на языках иностранных говорит, и деньги по-современному копить умеет, а кончила - изуверством, кошмаром ночных хлыстовских бдений, в них найдя утоление безмерному властолюбию "новой богородицы", великому презрению к "людишкам".

За терпенье ли, за молчание или уменье ждать, но судьба подарила встречу. В 70-е годы появился молодой талантливый человек, режиссер из Иркутска Борис Кондратьев, которого приняла, а не отторгла, как других провинциалов, жестокая театральная Москва. Он увлекся работой с Анисимовой, поставил с ней три спектакля, напомнив о диапазоне актрисы - такой смешной в "Энергичных людях" Шукшина в роли жены великого "спекулятора", доносчицы-обличительницы из ювелирторга Веры Сергеевны; так трогательно расцветавшей в любви начальницы Калугиной в "Сослуживцах" Брагинского-Рязанова. В "Празднике души" Иона Друцэ Анисимова сыграла трагическую роль молдаванки Веты - мать и жена в семье стяжателей весь спектакль не произнесла ни единого слова, лишь смотрела, перебирала натруженными пальцами по приказу зверя-мужа бесконечную фасоль.

Мария Васильевна в "Плодах просвещения" Петра Фоменко - шедевр актрисы. Истинно толстовская роль, с идеальным владением стихией толстовского слова. Одно только восклицание "Да!!!" в поддержку спирита профессора Кругосветлова кажется необъятным монологом, так разнообразны были интонации - восторга, бурного клокотания, страстного детского желания соучаствовать в многозначительной глупости.

* * *

Я полностью разделяю мысль Андрея Гончарова, высказанную в его статье "Есть женщины в русских театрах" о Галине Анисимовой: "В созвездии прославленных звезд Театра им. Вл. Маяковского она занимает свое место, но главное - выделяется таким отношением к профессии, которое делает эту профессию призванием".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
1004
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1193
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
942
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1133

Другие новости