0
13117
Газета Стиль жизни Интернет-версия

30.04.2002 00:00:00

До скорого, мама!

Тэги: земфира, песни, мама


Банальные фразы

Земфира всегда подчеркивала, что поэтом себя не считает. "Я больше в себе уверена как музыкант, чем как стихотворец. Тем более что свои стихи стихами не считаю. Это просто фразы, они достаточно банальны, но это мое мироощущение", - эта мысль часто проскальзывает в ее интервью. Постоянно подчеркивать, что она не поэт, а музыкант, ей приходится потому, что уж слишком часто задают ей вопросы относительно ее стихов (которые сама она предпочитает называть текстами). Тем не менее, интерес к текстовой части ее творчества всегда больше, чем к музыкальной.

Царство интонации

Но тайна не в том, какие тексты она поет. Тайна в том, как она это делает. И важна здесь не столько какая-то абстрактная искренность. Все дело в интонации, в синтаксисе. Важны ударения, оттенки, голосовые краски. По ним как раз и можно определить, что именно Земфира имеет в виду на самом деле, каков мэссидж ее творчества и в чем феномен ее успеха. Когда начинаешь прислушиваться к тому, как она интонирует - где повышает голос, где понижает, где напряжение нерва доходит до грани обрыва, а где нежность и женственность убаюкивает и обволакивает, - понимаешь, что здесь скрыто что-то непонятное, загадочное.

Прислушайтесь. Оказывается, что интонация Земфиры часто не совсем соответствует смыслу, логическому значению слов, которые она в данный момент поет. "Хочешь/ я убью тебя/ только оставлю фотки твои/ после куплю за франки очки", - нежно и вкрадчиво поет она в песне "Синоптик". Казалось бы, "Хочешь, я убью тебя" должно звучать угрожающе. Но нет. Интонация здесь такая, как будто мама укачивает, баюкает дочку. И - ни с того ни с сего в тот момент, когда его совсем уже не ждешь, - резкий взрыв: "Видеть никто не будет глаза/ больно не будет - обещаю". Земфира вдруг на глазах превращается из заботливой, но уставшей мамы в непослушную дочку, которая не хочет засыпать - "Я вне закона, я синоптик", что хочу, то и делаю, я неуправляема, как погода.

Девочка-звезда

"Я звезда!" - с этим заявлением Земфира, гордо подняв голову, идет по жизни. "Мама, ты родила звезду", - говорила она маме в детстве. "Я звезда", - говорила она одноклассницам в школе. "Я звезда", - это были первые слова, которые услышали от нее московские воротилы шоу-бизнеса. "Я всегда слушаюсь маму. Она верила в то, что у меня все получится, и нисколько не удивилась, когда я подписала контракт. Только сказала: "Ну да, ты же говорила, что ты звезда". Звезда, как и погода, - вне закона. Она не подчиняется ничьей воле.

Внутренняя мама

Мать Земфиры Флорида Хакиевна Рамазанова, судя по рассказам, - сильная и властная женщина, требовательная и уверенная в себе. Учительница. Когда Земфире исполнилось пять лет, мама отвела ее в музыкальную школу. Земфира до сих пор всегда с нежностью и благодарностью говорит о своей матери. Больше того, мама - сквозной образ Земфириных песен. Скажем прямее: любая песня Земфиры - это скрытый диалог с матерью. Если кто по наивности был уверен, что в песне "Снег" затронута лесбийская тема, должен будет неизбежно разочароваться. В этой песне Земфира ссорится со своей внутренней матерью (есть в психологии такое понятие). "Я понимаю ни к чему разговоры/ Я не хочу с тобой ссоры/ веришь/ больше знаешь". В песне "Припевочка" ("Он твой мальчик, ты его девочка") мама учит дочку, как вести себя с мужчинами. Песня "Земфира" - мама успокаивает дочку и, опять же, учит жизни. Песня со второго альбома "Ненавижу" - тоже история взаимоотношений Земы с мамой. Поющая Земфира транслирует слушателям то, чему ее учила в детстве мать.

Модель

Очевидно, отношения Земфиры с матерью всегда были непросты. Скорее всего мать, обладавшая сильным характером, Земфиру в детстве подавляла. Земфира выросла с чувством внутреннего протеста, агрессии, которая стала направляться на всех, с кем бы Земфира ни общалась. Замечено, что во время знакомства певица так строит разговор, чтобы смести человека с ног своей энергией, подавить его. Она как бы подходит к собеседнику со словами: "Хочешь, я убью тебя?"┘ И только потом, убив, спрашивает: "Хочешь сладких апельсинов/ хочешь вслух рассказов длинных?" Говорят, что те, кого Земфира принимает, уже никогда не будут иметь никаких проблем. Все их проблемы решит за них она.

По такой примерно схеме строятся и песни Земфиры. В них звучат как бы четыре разных голоса - четыре разных структуры, части души Земфиры. А именно: рассерженная мама, ласковая мама, послушная дочь, восстающая дочь. Земфира до сих пор переживает и выражает в своих песнях свои личные семейные проблемы. Она и сама неоднократно соглашалась, что все ее песни связаны с какими-то глубинными личными переживаниями.

Даже когда кажется, что Земфира поет о мужчине ("Прости меня моя любовь") или о Лондоне ("Одиночка"), речь на самом деле идет об ее взаимоотношениях с матерью. Скорее всего Земфира не отдает себе в этом отчета, ведь песня рождается где-то в глубине бессознательного. Любое произведение искусства (в данном случае песня) - это как сон. Его можно растолковать. Как и во сне, там есть какие-то определенные символы и знаки. В случае с Земфирой трудность в том и заключается, что символы эти у нее находятся скорее уже не в словах, а в интонациях, с которыми она эти слова поет. В интернете тексты ее песен выложены, как правило, без единой запятой. Она, похоже, и сама их так пишет. Без запятых. Можно поставить запятую здесь, а можно там. И получится два разных смысла. Запятые (паузы) Земфира ставит, когда поет - интонируя определенным образом.

Песни Земфиры - это вечный диалог с матерью, происходящий в душе певицы (то, что открывается в ходе этого диалога, Карл Густав Юнг по аналогии с эдиповым комплексом называл комплексом Электры). Да, Земфира посредством своих песен решает для себя самой свои личные проблемы. Но эти проблемы оказываются близки в той или иной степени почти всем. Канвой для реализации дара Земфиры стали ее отношения с матерью. Отношения, заставляющие колебаться душевные струны слушателей. Вот это и есть ответ на вопрос, почему Земфира близка и понятна такому большому количеству людей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
992
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
598
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
969
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
1065

Другие новости