0
3337
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.02.2009 00:00:00

Морфология аморфного

Тэги: наука, искусство


наука, искусство Луи-Филипп Демерс (Канада), «Деволюция», 2006 г. В «Деволюции» роль машин отведена роботам, но наряду с этим исследуются механические, машинные функции человеческого тела и зооморфные возможности тел вообще.
Источник: Банк Аделаиды, Фестиваль искусств, Аделаида

Называют это по-разному: «влажные технологии» (wetmedia – совокупность имеющихся на сегодня средств синтеза и манипулирования, хранения и передачи информации на биологических носителях); «трансгенное искусство» – область художественной деятельности, основанная на экспериментальном переносе генов в чужие геномы; «химерный дизайн» – эстетическое оформление живых организмов за счет манипулирования их ДНК┘ Далеко не полный перечень.

И все это едет к нам, в Москву, при поддержке Фонда некоммерческих программ Дмитрия Зимина «Династия». Едет, а также летит, плывет, ползет, карабкается, в общем – движется, на открывающуюся 15 марта Международную выставку техноориентированного искусства «Наука как предчувствие».

Если это кому-то что-то объяснит – вот названия некоторых из произведений влажного постбиологического искусства: «Протезированная голова», «Грациозные машины», «Роботариум», «MEART – Полуживой художник», «Металлорак» («...рак» в онко-смысле. – А.В.), «Морфология/Лицевой сдвиг», «Экстра-ухо: ухо на руке», «Автоиндуктор Ph-1: межкультурная химия», и проч., и проч.

«Мы везем настоящих звезд, – подчеркнул в беседе с корреспондентом «НГ» куратор выставки, сотрудник Калининградского филиала Государственного центра современного искусства Дмитрий Булатов. – Но, безусловно, «звезднее» других – австралиец Стеларк, которого я давно хотел привезти в Россию и который в России ни разу не был. Один его проект скандальнее другого – и третье ухо, которое он все-таки всадил себе в предплечье, – тому пример. Стеларк будет принимать участие в выставке и отдельно даст публичную лекцию. Вообще вокруг выставки будет еще накручена разная программа (по искусству, науке, музейному делу и т.д.). Лекции будут читать такие известные российские ученые, как член-корреспондент РАН, специалист в области молекулярных и клеточных механизмов переработки информации Константин Анохин, член-корреспондент РАН, генетик Николай Янковский и прочие хорошие люди».

Впрочем, за плечами у самого Дмитрия Булатова – книги и антологии, посвященные различным аспектам взаимоотношений между искусством и высокими технологиями (sci-art, робототехника, генная инженерия, нанотехнологии). Одна из наиболее известных – «Biomediale. Современное общество и геномная культура» (2004). Его произведения были представлены на 49-м и 50-м Венецианских биеннале (2001, 2003), фестивале Ars Electronica (2002). В общем, Дмитрий в постбиологическом мире человек неслучайный. Хотя «человек в постбиологическом мире» – звучит, наверное, как оксюморон.

«Наука как предчувствие» – первая российская инициатива подобного масштаба в области science art. «Предмет интереса художников в science art – те научно-художественные и социальные практики, которые в первую очередь влияют на способ мышления в условиях глобализации культуры и тотальной информатизации общества», – читаем в превью выставки.

Определение «тотальное», вообще, очень часто приходит на ум, когда начинаешь вникать – иногда, в буквальном смысле слова, вникать; и даже – проникать, – в образцы science art. «Возникновение подобного, столь неоднозначного направления в искусстве, связано с феноменальным прогрессом и распространением современных технологий, – считает Дмитрий Булатов. – Тотальная перестройка человеческого тела, дополнение его искусственными элементами, изменение наших взаимосвязей с физическим пространством и временем – каждая из этих тем максимально проблематизирует традиционно сложившиеся отношения человека с окружающим миром, границы жизни и смерти, демаркацию нормы и патологии, различения между смоделированным объектом и биологическим существом».

Вот так, ни больше ни меньше┘ Телесность как процесс, тело как технология, смерть как объект, жизнь как артефакт смерти┘ И все в том же роде. И это уже не просто морфинг (изменение) тела; это морфинг искусственно созданной (квази)жизни.

Философ Валерий Подорога назвал как-то ритуал нанесения татуировки «жуткой историей физической переработки органического индивида в социального...». В морфированных, слабошевелящихся существах science art, очень часто, нет ничего индивидуального и ничего социального. Таков, например, экспонат «Живые вирусные татуировки» канадской художницы Тэгни Дафф.

«Живые вирусные татуировки» – это серия пластических объектов, полученных in vitro (в пробирке), которые демонстрируют искусственно созданные синяки на коже человека и животных. Подобные «татуировки» в виде гематом образуются при использовании вирусов и различных методов биохимического окрашивания. Выглядит жутковато, что и говорить┘


«Архивы влажных медиа: Живые вирусные татуировки» – в чистом виде! Эта серия канадской художницы Тэгни Дафф – составная часть проекта исследования инфекционного потенциала вирусов как особой формы памяти, а также цифровых и аналоговых способов их визуализации.
Фото Тэгни Дафф, 2008

Как заметила философ Елена Петровская, «жуткое – это то, что нас превосходит и от чего мы всеми силами стремимся обособиться. Это угрожающее отсутствие границ». Для человека, на онтологическом уровне, несомненно, главное содержание категории «жуткое» составляет время, вернее – бесконечность и неуловимость темпорального потока.

Татуировка – это попытка проявить, зафиксировать темпоральный поток, в котором существует человек. Это, буквально, прикосновение вечности. Кожа человека – это та граница, на которой внутреннее Я (душа) соприкасается/противостоит внешнему Космосу. Здесь, на этой границе раздела фаз, и происходит встреча пространства и времени. Здесь рождается пространственно-временной континуум, который называют «судьбой». (По Фрейду, «анатомия – это судьба».) «Живые вирусные татуировки» делают наблюдаемой и осязаемой (если у кого-то хватит духу дотронуться) эволюцию этой самой души.

Очень точно в свое время обрисовал ситуацию Жан Бодрийар: «Кибернетическая революция показала амбивалентность мозга и компьютера и поставила радикальный вопрос: кто я – человек или машина? Дальнейшее продолжение следует с революцией в биологии: кто я – человек или клон? Сексуальная революция в ходе виртуализации наслаждения ставит столь же радикальный вопрос: кто я – мужчина или женщина? И в этом парадокс революции: ее результаты вызывают неуверенность и страх».

«Очевидно, что сегодня научные и художественные исследования стоит рассматривать не только как проведение узкоспециальных технических или эстетических экспериментов, но – в первую очередь – как культурное высказывание и культурное действие», – уверен Дмитрий Булатов.

Безусловно, искусство, рождающееся в новых условиях постбиологии – в условиях искусственно оформленной жизни, – не может не делать эту искусственность своей темой. Но тут возникает законный вопрос: как все это показать, то есть – как все это сделать собственно предметом потребления (духовного)? Другими словами: как влажные технологии перевести в сферу культурного потребления? Ведь время, длительность, а значит и сама жизнь не могут быть показаны зрителю непосредственно.

Отсюда – главный жанр постбиологического искусства: техническая документация, в которую входят планы, чертежи и видеоматериалы к реализованным проектам. Именно в этой точке документация становится незаменимой, становится залогом жизни как таковой: документация вписывает существование того или иного существа в историю, превращает его существование в жизнь. И неважно уже, «на самом ли деле» живое это существо или искусственное.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Центробанк ждет появления амбассадоров цифрового рубля

Центробанк ждет появления амбассадоров цифрового рубля

Анастасия Башкатова

Многие россияне в принципе не против получать зарплату в ином виде, однако при условии начисления за это бонусов

0
1145
За спадом экономики последуют проблемы у банков

За спадом экономики последуют проблемы у банков

Михаил Сергеев

Риски сокращения ВВП в следующем году нарастают

0
1844
Препарат "Океанида" все ближе к практическому использованию

Препарат "Океанида" все ближе к практическому использованию

Татьяна Астафьева

Инновационное средство, разработанное представителями "Роснефти" и "Иннопрактики", получило положительное заключение государственной экологической экспертизы

0
1136
Минпромторг проработает отсрочку новых правил расчета утильсбора для иномарок на месяц

Минпромторг проработает отсрочку новых правил расчета утильсбора для иномарок на месяц

0
724

Другие новости