0
7898
Газета Стиль жизни Интернет-версия

16.05.2014 00:01:00

Осло открытых дверей

Дарья Курдюкова
Корреспондент "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Евгеньевна Курдюкова – обозреватель отдела культуры «НГ».

Тэги: осло, фестиваль, современное искусство


осло, фестиваль, современное искусство Фредрик Раддум в своей мастерской.

Было жаль забытого фотоаппарата, и мысль вернуться за ним (это спустя-то 40 минут) ворочалась в голове со стыдливой наивностью. Раз в Музее Мунка пропускная система к опусам знаменитого норвежца напоминает досмот в аэропорту, судьба не без сарказма рассудила, что результаты своей работы за день я оставлю именно в этом месте. Тем более что к Мунку они не имеют отношения.

Фестиваль Oslo Open появился в 2000 году. Сейчас у него уже 420 участников, синие афиши с человечком, в переплясе вздымающим руки к заголовку Oslo Open, то там, то тут встречаются на дверях мастерских и ставших этакими арт-коммунами домов.  Все художники независимо от возраста говорят по-английски, и двери их ателье с чаем-печеньем – нараспашку. Осло внимателен к современности вообще и к искусству в частности, то есть он включает их в стратегию развития. Развитие тут – в смысле строек – кажется, не прекращается ни в один сезон. На хорошо просматриваемой линии набережной – старинная крепость, открывшееся шесть лет назад и ставшее одним из городских символов здание Национального театра оперы и балета с мраморными криволинейными плоскостями, будто съезжающими во фьорд, и с крышей, по которой можно гулять. А с другой стороны набережной по-своему эту тему «сползающих» плоскостей подхватил новый музей современного искусства Аструп-Фернли. Архитектор Ренцо Пиано, знаменитость из Генуи, придумал его двухчастным, как скобки обрамляющим водный канал. И обыграл северную эстетику деревом да отражающим небо и воду стеклом. Внутри, как теперь модно, обязательный набор имен – Ансельм Кифер, Фрэнсис Бэкон, Дэмиан Херст, Джефф Кунс… Снаружи – крыша, даже три стеклянные крыши, и одна из них, словно откликаясь на здание оперы, «сползает»-таки углом к траве, совсем близко к водной глади. Как лед, что того гляди пустится «вплавь». Так вот на фьорд смотрит и открывшийся в прошлом году парк Экеберг с работами Джеймса Таррелла, Луиз Буржуа, Тони Оурслера, и дизайнерские кварталы, и между ними тоже что-то строится. И в центре города планируют построить новое здание Музея Мунка, чтобы перевести его поближе (сейчас это всего несколько остановок на метро, минут 15 от центра). И еще одно обновленное музейное пространство тоже появится в центре – в Осло считают это важным. 

Ну а Oslo Open – такой weekend открытых дверей. В город приезжают кураторы из разных стран, ходят по мастерским. Для художников такой формат, может, даже удобнее выставочного – можно показать свое творчество, свободное от кураторской указки какого-нибудь коллективного смотра. Целый фестиваль сделан для общения и чтобы продвигать свое современное искусство за родные просторы. Один из самых больших арт-кластеров, который мы видели, – Трафо (в переводе – «Трансформатор»), построенный в начале прошлого века. Уже лет 40, как там обосновались художники со своими мастерскими. А сейчас еще есть экспериментальный театр. Большой дом стоит на холме, с него, кажется, как раз виден Музей Мунка и парк, где, конечно, и пикники устраивают, но главное – постоянно кто-то бегает. В Осло вообще дивишься числу горожан, поддерживающих здоровье бегом, они то и дело тебя нагоняют и перегоняют. Впрочем, это – в сторону. Трафо похож на большой муравейник со входами-выходами-лестницами-комнатами.

Художники облюбовали арт-кластер Трафо более 40 лет назад. 	Фото автора
Художники облюбовали арт-кластер Трафо
более 40 лет назад. Фото автора

Фредрик Раддум оказался крайним, то есть первым, кого замечаешь с улицы. Выставил на воздух человечка с растущей из… неважно откуда, елкой. По всему видно, художник – весельчак. В мастерской, на полу между стеллажами и рабочим столом – серия объектов «Виды спонтанного человеческого воспламенения». Мужские ноги в черно-белых брогах и со спущенными брюками, будто спасающимися от этих самых ног (или старающимися им не мешать) – ног, горящих, как факел. Рядом аналогичная женская вариация и объекты про архетипическое: сумка с брюликами зовется «Королевой», потертые джинсы, что опали на износившиеся кеды, – «Художником». Ирония Раддума, замешенная на образах массовой культуры, но вместе с тем приносящая эти клише в сферу искусства, парадоксальные коллапсы и смысловые сдвиги – напоминают работы модных Young British Artists. И глядя на стальное привидение норвежца – «Печального призрака небытия» в хламиде – думаешь, в частности, про скульптуру Марка Куинна (как раз из YBA). У того на человека, как на привидение, накинут «отрезающий» голову колпак, и озаглавлено все это «Порок как объект добродетели». Шутя Раддум может изваять памятник мишке Тедди, а может вдруг переключиться на лиричную интонацию и поставить на улице Осло торшер для задушевных разговоров – только огромный, как фонарь. Но сарказм берет верх – «домашние» посиделки пройдут в общественном пространстве.

Трафо похож на муравейник потому еще, что здесь собрались очень разные по стилистике авторы. По соседству с Реддумом – Иштван Лицтес, переосмысляющий на новый лад классику вроде древнеегипетской скульптуры и античных куросов. А если обогнуть дом и взобраться по винтовой лестнице, попадаете к Перу Хессу, художнику и куратору в одном лице. Но раз речь о художниках, он показывает каталог прошлогодней выставки «Персональные структуры» из параллельной программы Венецианской биеннале. А в ателье по стенам висят минималистичные, едва-едва расцвеченные в пастельные тона холсты – например, See с гласными, замененными символами евро. Такая концептуализация творчества с прозрачной риторикой.

Другой пример джентрификации – Тентхаус. Тоже фабрика, ныне облагороженная, на этот раз с маленькими корпусами, кое-где облицованными красным кирпичом и своим видом немного напоминающими московский ARTPLAY, только компактнее. С той разницей, что наши арт-кластеры – продукт нулевых, а в Осло художники так работают с 1970-х… По сравнению с Тентхаусом Трафо скорее походит на дома с мастерскими Союза художников (если здесь вообще применим наш аналог). На лакомых территориях, занятых художниками, конечно, разыгрывается понятный сюжет с «квартирным вопросом» – чтоб отдать пространство под что-то более прибыльное. Трафо отстояли в нулевых, сейчас борются за Тентхаус. В нем нам уже не встретилось художников, работающих с пластикой, оглядываясь на классическую традицию. Это более экспериментальная площадка, где Сири Аустин занимается саунд-инсталляциями (а на стене – родченковский плакат к «Киноглазу» Дзиги Вертова), Жанин Магеллсен делает миниатюрные объекты, чтобы из белых элементов вытянуть пластическую выразительность лаконичной геометрии и чтобы просто в белом на белом выразить объем. А Штефан Шрёдер показывает документации перформансов-инсталляций «Смысл жизни», когда, например, на полках с мукой, на которую дунь – все рассеется, так вот по муке люди писали важные для них слова.

Когда идешь от мастерской к мастерской, кажется, они повсюду. Не только в больших арт-коммунах – под ателье выделены этажи в обычных домах. Так, в самом центре города обосновался Матиас Херенстам. Вместить туда здоровенные деревянные объекты цикла «Наброски для ре-анимации», конечно, невозможно (для таких работ у многих художников имеются помещения побольше), поэтому вместо них были фото. Херенстам интересуется пограничными состояниями, и «Наброски…» фиксируют древесные стволы, которые «прорастают» то глазами, то ногами. Оживление неживого или окостенение жизни – вот вопрос. Но уж чего совсем трудно было ожидать – современных творцов пустили даже в городскую ратушу (мысленно пытаешься прикинуть: какой аналог можно придумать у нас – Дворец съездов, Дума, Белый дом?).

Формат Oslo Open – свободное общение не такое формальное, как на коллективных вернисажах, не такое неформальное, как на дружеских квартирниках, но  про деловое налаживание связей здесь тоже не забывают, ведь все двери открыты и люди открыты к диалогу. К слову, про свободу – в местном Музее современного искусства идет выставка «Возьмите свободу!» о разных мнениях и ценностях, в целом – о свободе слова как политической ценности. Есть там, в частности, самый известный в мире художник-диссидент Ай Вэйвэй, но стартует все панк-молебном Pussy Riot.

А мой фотоаппарат кто-то заботливый принес и оставил в кассе. Да-да, это про спустя 40 минут. И про открытость. 

Осло–Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
389
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
400
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
343
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
425

Другие новости