0
7849
Газета Стиль жизни Печатная версия

22.03.2023 18:08:00

Вещ/чные подробности

Необязательные наблюдения за городской жизнью с помощью слов в строчку

Ольга Фатеева

Об авторе: Ольга Сергеевна Фатеева – судмедэксперт, писатель.

Тэги: городская жизнь, наблюдения


городская жизнь, наблюдения Идите по указателям! Карта гравера Йохана Шнитцера из Армсхайма (1482), выполненная по «Космографии» Птолемея

Опять на пароме, потом на трамвае, от Беркли и до Моста. Это из тех вещей, которые длятся, а значит, кажутся важными, и с тех пор это скажется снова и снова.

Лин Хеджинян. Моя жизнь.

Я хочу, чтобы единороги жили в городах, мне их не хватает. Готический квартал, дворы-колодцы, затяжные лестницы, купеческие дома и ячейки пятиэтажек. Впустите мерцающую лошадь в метро. Увы, рог цепляет ограниченный проем. Единороги не должны преклонять головы.

Асфальт бугрится мелкими камнями, достаточными, чтобы не застрять в ложбинах подошв, но ощутимыми через протекторы мартинсов. Кто рассыпал корм для мифических существ со старинных карт? Топорщатся углы и грани, впиваясь в воздух, заставляя натыкаться при ходьбе на горячие рваные раны.

Всматриваюсь в чужие отеки под глазами, люблю их на лицах. Студневидные мешочки с соком. Женщинам с набухшими нижними веками я доверяю больше других.

***

В щелях между рамами кричат чайки и скулит щенок. Прислушиваюсь. Скулят чайки. Подтявкивают чайки, сгоняемые воронами во двор. Разноуровневые крыши обнажают пустые брандмауэры. Преснота имеет фактуру полых булок для гамбургеров, складывающихся в мелкодисперсную пыль под упорным давящим пальцем.

Безвариантная точность выражений из собранных в последовательные гнезда слов. Рождать ассоциации и аффекты, но не предлагаемые замены.

Уровни внимания: как минимум два – лексический и композиционный, который ветвится на сопряжение, разделение, совместность окружающих положений, ударность попадания на свое место. И много еще.

***

Вдруг перестали.

***

Достоверность гортани. Кажется, так пишет Лин Хеджинян. Намеренность – не-проверить. Кредит авторскому жесту и впускаемый искажениями памяти зазор восприятия, пополняющий поле смыслов.

Необходимая фактура хлеба. Ячеистое строение срезов, кристаллическая решетка. Отломи горбушку. Ветвистые внутренние влажные ходы впускают степень освещенности. Тени модулируются – голосом? вибрациями? ребром жесткости? Не могу закончить на полуфразе. Тройственный ответ. Всегда. Почти. Почти всегда. Зачем.

Темно-синяя переливчатость грузной ткани оседает в расхлябанных переступаниях ног. Я пишу простые вещи. Женщина в мерцающем пальто и расширяющихся сапогах. Невольная рифма приставок в прозе менее заметна. Дорисовать подошву или преобразовать в мантикору? Ненадежность рассказчика искупается индексом цитирования источников.

***

Идите по указателям: Hic grifes – здесь грифоны, Hic pannothi – здесь панотии (люди с огромными ушами) и Hic Pigmei et Fauni et reges gentium – здесь пигмеи и фавны и цари народов. Описания мифических существ взяты из «Географии» Клавдия Птолемея, которая вместе с тремя архетипами оригинальной рукописи не сохранилась. Бесконечные копии копий копий, скопированных в сети: «В этих краях живет хамелеон, похожий на ящерицу с прямыми ногами, спиной рыбы, лицом свиньи и длинным хвостом. Он передвигается, как змея; у него крючковатые когти, ходит он медленно; его тело грубое, как у крокодила; его глаза расположены близко друг к другу; он держит свой рот широко открытым, и питается он от ветра. Оно часто меняет свой цвет, и только в его теле есть только легкое». Или вот мантикора «с тремя рядами зубов, человеческим лицом, кроваво-красными глазами, телом льва, хвостом скорпиона и голосом, подобным трубе».

***

Обесцвеченные [цветы]: пропуск, фигура умолчания, словарь синонимов – кажется, сошел с ума: «Черного моря», «лучшие из лучших», «качество»… ага, наконец: «растение флора ребенок девушка трава». Заново. Обесцвеченные давней сухостью цветы задают ритм пространству.

Вещи – сосуды времени. Что в косметичке? Емкость хранения. Тампоны, таблетки, масло для кутикулы, стеклянная пилка для ногтей, на ней сиреневая кошка со стразами выгнула спину, куплена в Праге. Что кроме? Там не протолкнуться. Кошка видится воплощением феминизма, не то что собаки. Почему так.

***

Я смотрела многое и многих, боясь пропустить навсегда, как Пальмиру и Нотр-Дам. Смотрение изменилось. Ездила в Вологду, в Иваново, хотела запомнить города. Ходила к Бродскому и в Эрарту. Смотрела Пименова. Ранние картины с экспрессией гигантских заводов и вытянутыми рабочими, долгими, напряженными, у которых все выходит из-под рук, – триумф воли в другое время заворожил бы меня, как может задержать в себе сосредоточенность страх, подчиняющий предельной красотой с той стороны, из заграницы.

Историческая травма имеет эффект слияния: Тэффи пишет про революцию, Гинзбург повторяет Серебряный век, мы повторяем и за той, и за другой, и за всеми сразу. Аккумулируем наследство, раскладываем по ящикам детали, и каждому внутри катастрофы кажется, что именно он и именно в этих обстоятельствах собрал все предыдущее. Проходит время, случается что-то еще. Уникальность давно стерлась, но не в ней дело.

Деталью время назначает что угодно: лист бумаги и лист с дерева, час или даже минуту «между собакой и волком», запах мадленок, повторяющуюся боль, как раз перед утром. Или крик, похожие слова, забытые в песне: «Афина Фаррукзад» – [виртуальный томик белых стихов] – и я не могу запомнить, какую букву удваивать. Или «Фемида Фируза» – попробуйте спойте, жестко и чеканно, как у «Аигел». Дочь говорит, рандомно.

Избирательность ускользает от участвующих, но, возможно, выдается следующим, на смену. Ночью – хватит ли нам обозначения продолжительности или придется прибавлять года? – дни, месяцы и сезоны уже накручиваются – ночью в тот год пересыпаю гречку из пакета в прозрачный контейнер для круп, размышляя над личной историей косметички, и вдруг – вот она, деталь – фиксирую разницу между количеством зерен сейчас – они полностью помещаются в банку, – и тогда: в пакете оставалась порция, лишняя, добавочная, данная случайно. Объемы уменьшились давно, но только этой ночью заострились и вошли в сознание, стали подробностью и приметой времени.

***

Забытый в годах проект строительства нового человека, брошенное людям коммунное жилье, оставленное без призрения, и осыпавшиеся заводы пришли рифмой к всеохватной жажде сиротства, поглотившей многих. Тогда я и купила косметичку с Пименовым.

Несмотря на демонический вид сувениров в музейных лавках, мой красный сборник для мелочей вроде женских гигиенических средств прост, даже нарочито простенек, синтетичен и обыкновенен. Бытовая вещь, претендующая на изысканность и интеллектуальность нанесенным принтом. На условном «спереди» человеческий фрагмент тяжелой индустрии, которую требуется «дать!». Складки рабочих штанин глубоки и рельефны, как контурирующиеся выставленные мышцы. Падающие позы, противовесы в мускульном усилии, объединенном.

***

Replica Whispers in the Library eau de toilette от Maison Margiela.

***

Я вижу пименовских рабочих – мужчин, сопрягающих искусство с производством, осознающих уязвимость и ограниченность, и сила их в осознавании, а не в неуязвимости. Желтые пылающие лица тем темнее, чем ближе к огню, на картине в движении даже копоть. Триумф рабочей воли, покоряющей гигантский промышленный механизм, должен быть чистым, беспримесным.

Черная помада, пудра, перочинный нож и медная копоушка: человечек в юбке воздел руки и выпятил ноги коленями в стороны. Емкость хранения вполне типическая. Простая вещь, вдруг выражение истории, в которой разная судьба – Пименов уничтожил картины. 


Читайте также


Урбанистическое бытие определяет не только сознание, но даже анатомию мозга

Урбанистическое бытие определяет не только сознание, но даже анатомию мозга

Андрей Ваганов

Хорошо, что дважды два по-прежнему четыре

0
983

Другие новости