0
1697
Газета Главная тема Интернет-версия

20.11.2008 00:00:00

В поисках рая

Тэги: носов, рай, коммунизм


носов, рай, коммунизм Вот так пробьешься сквозь лес, а там – Солнечный город.
Исаак Бродский. Сказка. Региональный государственный фонд поколений Ханты-Мансийского автономного округа

Про то, что советский детский писатель Николай Носов (1908–1976) – социальный антиутопист, думаю, все знают. Когда на нас рухнула перестройка, а прямо вслед за ней сдавил своими железными щупальцами капитализм, другого учебника у новой русской буржуазии не было. Я имею в виду замечательный роман-сказку Носова «Незнайка на Луне». По ней учились и те, кого убили в лихие 90-е, и те, кого посадили в прекрасные нулевые, и те, кто вовремя смылся в 90-е и нулевые. Они читали Носова, как учебник, хотя он, конечно, писал социальную сатиру, а как теперь выяснилось, и антиутопию. Ибо он описал и общество, пришедшее на смену дикому капитализму. Описал не менее безжалостно и не менее смешно. Мне почему-то кажется, что лет через десять, когда мы будем жить в еще более счастливом обществе, черты его легко найдутся и угадаются в каких-то других страницах бессмертного «Незнайки на Луне», страницах, на которые мы сейчас не обращаем еще внимания.

Но я не о том.

Я о том, что в пылу и угаре свободного предпринимательства не то что забылись, но как-то не столь заметны и ярки (скажем так) две другие части носовской трилогии. Во всяком случае, для взрослой аудитории, детям, уверен, нравится все. Но сначала о юбиляре.

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. Учился в Киевском художественном институте, откуда перевелся в Московский институт кинематографии (окончил в 1932-м). В журнале «Мурзилка» публиковал рассказы с 1938 года: «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Мишкина каша»...

Да, товарищи, «Мишкина каша», один из лучших русских рассказов, был написан и опубликован уже тогда. Потом пошли книжки. «Тук-тук-тук» (1945), «Ступеньки» (1946), «Веселые рассказы» (1947), «Фантазеры» (1957), «Приключения Толи Клюквина» (1961). За повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1951) Носов получил Государственную премию СССР. Все говорят: Льву Толстому не дали Нобелевской премии. Да и хорошо, что не дали. А вот что Николаю Носову не дали – уже перебор, уже безумие, уже беспредел.

Я уж не говорю о бессмертной трилогии: «Приключения Незнайки и его друзей» (1953–1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964–1965; Государственная премия РСФСР им. Н.К.Крупской, 1969).

Николай Николаевич (ау, товарищ Алешковский) описал три строя, три мироустройства: социализм, коммунизм и капитализм. И, знаете, везде нашел что-то хорошее. А уж обличил – по полной. И социализм (в 1953 году). И коммунизм (в 1958 году, не все, но многие помнят, что именно Хрущев не только завершил уничтожение Тушина, отняв у него статус города и присоединив к Москве, но и обещал всем нам коммунизм). И капитализм. Про последнюю, и в самом деле лучшую книгу Носова, все уже писали.

Я скажу о второй. О рае. О коммунизме. О Солнечном городе.

Вспомните Томаса Мора. Человек особо приближенный к королю, отец английской демократии, друг и соратник человека, похвалявшего принародно Глупость. Адвокат и переводчик «нечестивого» Лукиана. Помощник шерифа Лондона и лорд-канцлер. Государственный преступник, заслуживший высшую королевскую милость – голову его не выставили на Лондонском мосту. Ну а отрубить – отрубили, конечно. Англия все-таки. Страна, где даже леди – и те Железные. Автор «Утопии», по-русски «Нигдеи». Почитаем. «Обыкновенно они (утопийцы. – Е.Л.) каждый день в предрассветные часы устраивают публичные чтения...» Как тут не вспомнить трогательную историю про жителей Солнечного города Листика и Буковку. Они, горюя по поводу того, что некоторые коротышки еще до сих пор «вместо того, чтобы читать, только рассматривают в книжках картинки, или, что еще хуже, гоняют по улицам футбольный мяч, или играют по целым дням в салочки», устроили в своем городе Книжный театр, где и производили публичные чтения наподобие утопийских.

Или – «совместные трапезы»: «...жители Солнечного города редко пользовались возможностью принимать пищу дома, так как они больше любили питаться в столовых, где было значительно веселей. Там еду подавали обыкновенные малыши и малышки, с которыми можно было поговорить, пошутить, посмеяться. Здесь же еда подавалась при помощью лифта, с которым шутить, как известно, не станешь». Аналогично и в Утопии: «... если никому и не запрещается обедать дома, то никто, однако, не делает этого охотно, оттого, что считает неблагопристойным и глупым тратить усилия на приготовление худшей пищи, когда прекрасный и сытный обед готов во дворце, совсем поблизости».

Единственное и главное отличие Солнечного города от Утопии в том, что Утопия принципиально достижима, но не более. Способ же, каким можно попасть в Солнечный город, дается Носовым в самом начале книги. И способ совсем нетруден. Жаль только – он сказочен. Ведь для того, чтобы Волшебник подарил тебе волшебную палочку, которая исполняет любое твое пожелание, ты должен совершить три добрых поступка ПОДРЯД, ПРИЧЕМ БЕСКОРЫСТНО. Сами понимаете, что подобные подвиги – чистой воды сказки.

Даже для нашего времени. Три подряд и бескорыстно. Не смешите меня. Такого даже в Государственной Думе не бывает. Три чтения подряд – бывает. А вот чтоб бескорыстно....

Так что, как видите, без волшебства коммунизм невозможен.

А возможен ли рай?

Возможен: «Если кому-нибудь в книге попадалось смешное место, то, посмеявшись сам, он тут же подходил к остальным коротышкам и читал это место вслух, чтобы всем было смешно. Если кто-нибудь, отыскав в журнале смешную картинку, начинал смеяться, то остальные без всякого стеснения подходили посмотреть на эту картинку и тоже смеялись...»

Ага, тут уже мэтр Франсуа Рабле приходит на память, Телемская обитель: «Если кто-нибудь – мужчина или дама – говорил: «выпьем!» – все выпивали. Если кто-нибудь говорил: «сыграем!» – все играли. Скажет кто-нибудь: «пойдем, порезвимся в поле!» – и все соглашались идти. Стоило заикнуться об охоте – и дамы выбирали себе прекрасных иноходцев, сажая сокола, кречета, ястреба или другого хищника на руку, изящно обтянутую перчаткой. Мужчины брали других птиц».

Согласен, Телемская обитель – не утопия и тем более не Утопия, а откровенная, хотя, вероятно, и вполне дружелюбная на нее пародия. Точнее – пародия на ее серьезность. Но ведь на самом-то деле никакой волшебной палочки не надо: достаточно «КОМУ-НИБУДЬ НАЙТИ В КНИГЕ СМЕШНОЕ МЕСТО». Вот вам и рай. И коммунизм, но с человеческим лицом.

Рай – не царство мертвых, где бродят унылые души умерших, славословят своего господа и занимаются строевой подготовкой. Рай – место, где живые души, где жизнь, где смех, где смеются. Смеются над всем. Смеются, пародируя Утопию, и смеются, пародируя пародию на Утопию.

А вот еще один утопист, Венедикт Ерофеев: «К тому времени, как я поселился, в моей комнате уже жило четверо, я стал у них пятым. Мы жили душа в душу, и ссор не было никаких. Если кто-нибудь хотел пить портвейн, он вставал и говорил: «Ребята, я хочу пить портвейн». А все говорили: «Хорошо. Пей портвейн. Мы тоже будем с тобой пить портвейн». Если кого-нибудь тянуло на пиво, всех тоже тянуло на пиво».

Незнайке нужна была волшебная палочка, чтобы попасть в Солнечный город. Ерофееву – волшебная бутылочка. Божественная Бакбюк.

Но главное все же в другом. Главное – именно смех.

Вы видели смеющуюся обезьяну или собаку? Нет. А пьяную в драбадан? Тоже скорее всего нет, но все же... Одурманивание тем или иным способом у животных встречается. А смех – никогда.

Смех созидает жизнь. Смех созидает не просто жизнь, но настоящую жизнь, жизнь без страданий, райскую жизнь. Рай религиозный доступен лишь верующим, и то в том только случае, если бог есть, что маловероятно. Рай на земле – надо еще строить и строить. И неизвестно к тому же, не ошиблись ли мы еще в самом начале, еще в фундаменте.

Остается тогда рай – не постоянный, а временный, создаваемый каждым из нас для своих любимых, ну и немножечко для себя (если на донышке будет). Остается рай – не тот, о котором пишут. А тот, который получается, когда написали (для читателя), и тот, который по мере написания исчезает (для писателя), хотя ДО писания ничего и не было.

Таким образом, созидать (в том числе, а точнее, особенно – рай) можно лишь для других. Для себя же сей процесс будет разрушительным. Но другого рая нет. Есть только тот рай, в котором смешно. Тот рай – который и есть смех.

А пытаться отыскать другой какой рай – просто смешно.

Носов описал все. И рай, и ад, и коммунизм, и капитализм. Читайте Носова, много полезного найдете.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
367
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
314
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
293
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
325

Другие новости