0
833
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

02.02.2006 00:00:00

Каждый шаг оставляет след

Тэги: литература, герой


Лет пятнадцать назад мы были не такими, как сегодня, – верили, что «все образуется», ждали милостей от истории и рассуждали, мягко говоря, наивно. Сегодня пыль иллюзий рассеялась, жизнь более или менее устоялась и, в общем, стало примерно ясно, на что можно рассчитывать в ближайшем будущем. Преимущественно сценарий такой: ходить на работу, ходить домой, ходить в магазин, ходить в банк отдавать кредит, ездить в отпуск. Жизнь расписана на сто лет вперед, и чем дольше ты живешь, тем незыблемее становится ее расписание.

Курс на «стабильность» (которая, подобно «разрухе», существует главным образом в головах) обернулся курсом на усыпление нации. Перед массмедиа поставлены конкретные задачи – отвлекать, развлекать и внушать иллюзии, а в идеале – «прививать дух индивидуализма».

Неудивительно, что и в литературе воцарился соответствующий тип героя: фрустрированный клерк, жуликоватый бизнесмен, «девушка с Рублевки» – невротики потребления. Они свободны от нравственных и социальных проблем, они существуют только ради демонстрации декораций своей среды обитания – того, что называется «стилем жизни». Вот если бы Лермонтов потрудился написать, у кого и как одевался Печорин, сколько тратил, в каких интерьерах жил и куда ездил отдыхать, это еще можно было бы читать, а так...

Поверхностный и самодовольный массовый «герой нашего времени» является законным наследником «серьезной литературы» 15-летней давности. Отчего-то случилось так, что перестройка не подарила нам внятного действующего героя, достойно переживающего все нелегкие превратности времени вместе со своей страной. Она оставила нам в наследство тип инфантильного, вечно всем недовольного, отчаявшегося человека, лишенного высокой мотивировки и желания действовать в актуальной реальности. Асоциальный тип стал хорошим тоном «серьезной литературы» и в готовом виде перекочевал в литературу массовую, поменяв только одно – пресловутый «стиль жизни».

Ответственность за это лежит на творческой интеллигенции. Растерянная и совращенная посулами «лучшей жизни», она не выполнила своей исторической социальной функции – быть проводником идей и образцом требовательного отношения к себе. Ее сословный снобизм и нежелание выходить за рамки своего привычного, уютного пространства – с прокуренной кухни, в итоге лишило нацию исторических и культурных ориентиров.

Писатель-интеллигент, не принуждаемый новой властью изучать жизнь других сословий, а проще говоря – народную жизнь, заперся в узко очерченном кругу «элитарной литературы». Однако, несмотря на это, люди в стране не вывелись, они живут, надеются и даже хотят читать. Они не проводят времени в казино и соляриях и не упиваются своим «высоким изгойством». Они работают, воспитывают детей, им не все равно, что будет со страной – они отсюда никуда не уедут. Эти люди – соль земли и главный смысл существования государства. Пятнадцать лет они прожили без внятного положительного героя – это очень много. Пришло время сказать: мы не можем ждать милостей от истории, взять их – вот наша задача.

На повестке дня личность, пережившая эпоху перераспределения ценностей и сохранившая себя в лучших качествах. Речь о реалистичном, узнаваемом и понятном каждому типаже.

Одним только портретным сходством с физиономией современника делу не поможешь – пришла пора идеального героя. Это человек зрелый, но энергичный. У него было нормальное советское детство и перестроечная юность, в девяностые он выживал, как мог, – поменял профессию, место в жизни, но не себя. Он устоял, пронеся через испытания и искушения свою правду, веру, любовь и призвание. Приобретя бесценный жизненный опыт «эпохи перемен», он возвращается к себе помудревшим. Он напоминает читателю о непреходящих ценностях, показывает пример достойного осознания, преодоления и проживания обстоятельств, коими поверяется в человеке высокое начало, то есть душа.

Задача героя – не «развлекать», а внушить современнику веру в силу своей нравственной правды, в свою абсолютную ценность для времени и для людей. Правда героя – не в соответствии настоящему, а в ответственности перед будущим. Каждый его шаг оставляет след.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1934
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4586
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2491
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2861

Другие новости