0
891
Газета Время и место Печатная версия

23.09.2011 00:00:00

Экономно, экологично, стильно

Ольга Косырева

Об авторе: Ольга Косырева, Хельсинки-Москва

Тэги: дизайн, финляндия


дизайн, финляндия Выставка To declare в здании старой таможни.
Фото предоставлено пресс-службой HDW

Финляндия – страна с маленьким населением (5,4 млн. человек), но с большим дизайном. Продуманной функциональностью и своеобразным лаконичным стилем там отличается буквально все: от здания железнодорожного вокзала до трамвайного вагона, от котелка над походным костром до садового туалета. При этом финский дизайн абсолютно не элитарен, его задача – войти в каждый дом и раскрасить серость будней, он демонстрирует подлинные высоты в простых утилитарных вещах эконом-класса. Вторая отличительная особенность – он всегда думает об экологии, причем в самых разных значениях этого слова. Как сказал немецкий дизайнер Константин Грчик: «Хороший дизайн – априори экологичный дизайн». И VII Неделя дизайна (Helsinki Design Week), которая прошла в Хельсинки с 9 по 18 сентября, в очередной раз продемонстрировала, как разнолик и повсеместен может быть этот экологический порыв – от вторичного использования материалов и ответственного потребления до «моральной экологии», понимаемой как забота о малоимущих, социально ущемленных и т.д.

Главным «местом силы» Хельсинкской недели стало здание старой таможни, пустовавшее последние 40 лет. В его краснокирпичных сводчатых залах со старыми деревянными полами до сих пор не стерлись надписи «Здесь курить воспрещается» на дореформенном русском, с ерами и ятями – память о российско-имперском прошлом финской столицы. Под ними расположилась выставка To declare – «Заявлять». Ее куратор Кай Калин собрал не просто дизайнерские штучки или коммерческие пустяки, кричащие «Купи меня!», а вещи, которые несут в себе некий не всегда очевидный, но ценный месседж. Например, ковер Silence норвежской студии Permafrost – белый и пушистый, как снег, даже с блестками, какие бывают у снега на солнце, и как будто с оставленными на снегу следами оленя – метафора чистоты и иллюзия природы, впущенной в дом. Или Plumen британского дизайнера Самуэля Вилкинсона – энергосберегающая лампочка, чей причудливо изогнутый светящийся элемент настолько прекрасен, что достоин остаться без абажура, а это возвращает нас к временам первых электрических лампочек, воспринимавшихся как чудо и новая эстетика.

Другим важным местом сбора дизайн-ориентированной публики стала мебельная выставка Habitare с ее секцией Ahead! («Вперед!»), посвященной исключительно дизайну. Там лучшие финские компании Iittala, Marimekko, Magisso и другие собрали свои новинки. Студенты специализированных вузов продемонстрировали разработанные ими модели дачных туалетов с зелеными террасами, умной электроникой и наружными стенами из черного стекла, то есть такого вида, что в них хочется поселиться. В рамках проекта EcoDesign Константин Грчик, который был специальным гостем недели, вручил призы за наиболее экологичные по всем параметрам идеи. Такие как, например, стойки для складирования и хранения дров, бутылок, журналов и прочих нужных в хозяйстве вещей, стеллажи, похожие на стенные панели и занимающие минимум места, сумки для велосипедистов из отслужившей свое парусины. Другой проект – Trash, то есть «Мусор», учил, как старые и ненужные вещи превратить в новые и нужные. Мягкие обивки из сношенных дубленок и лоскутные ковры из джинсов всех оттенков синего, электрический камин из старой громоздкой магнитолы, фоторамки из старых компьютерных мониторов, абажур из эмалированной миски и балконный парник из старой тумбочки – все они стали лучшей иллюстрацией к сентенции Марселя Пруста: «Нам не нужны новые пейзажи, нам нужны новые глаза».


Дизайн-маркет – непременная и популярная часть любой недели дизайна.
Фото предоставлено пресс-службой HDW

В рамках финской Недели дизайна прошли и десятки других мероприятий, от дизайн-маркета и запуска новой версии передвижного ресторана Hel Yes! до ночи «Печи-Кучи», когда десятки молодых дизайнеров презентовали свои идеи в лаконичном формате «20 слайдов по 20 секунд на каждый». Но особенной эту неделю сделало предвкушение грядущих широкомасштабных событий: Международный совет обществ индустриального дизайна (ICSID) объявил Хельсинки мировой столицей дизайна 2012 года, и финны уже сейчас начали активно готовиться. Они обещают сделать весь столичный метрополис полигоном для смелых идей и начнут с празднования дизайнерского Нового года на главной площади города. А продолжат открытыми конкурсами дизайна, выставками, конференциями, строительством дизайнерских бесконфессиональной часовни и сауны на берегу моря и даже программами в здравоохранении и социальных службах. Рекламный ролик, снятый для оповещения широкой общественности о планах оргкомитета World Design Capital Helsinki 2012, заканчивается словами мэтра финского дизайна Ээро Аарнио: «На самом деле Хельсинки всегда был столицей дизайна». И чтобы в этом убедиться, далеко ехать не надо – Хельсинки совсем рядом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти готовят меры против таких, как Николай Бондаренко

Власти готовят меры против таких, как Николай Бондаренко

Иван Родин

Оппозиционных кандидатов и депутатов в регионах станет меньше

0
1052
Россия и Саудовская Аравия готовятся к столкновению с экологами

Россия и Саудовская Аравия готовятся к столкновению с экологами

Анатолий Комраков

Нефтяники нашли аргументы против навязывания "зеленой" повестки

0
1107
Ковид и растущие цены порождают потребительские фобии

Ковид и растущие цены порождают потребительские фобии

Анастасия Башкатова

Россиян накрывает то новая волна заражений, то инфляционное цунами

0
890
ЕК представит на саммите в Брюсселе стратегию перехода от природного газа к водороду

ЕК представит на саммите в Брюсселе стратегию перехода от природного газа к водороду

0
544

Другие новости

Загрузка...