0
4982
Газета Телевидение Печатная версия

02.04.2020 18:53:00

Владимир Широков: "Искусственный интеллект появится в ТВ-продакшене через год-два"

Гендиректор телеканала "Старт" рассказал "НГ" как технологии меняют телевещание

Тэги: телевидение, технологии, цифровизация, спорт, владимир широков, интервью


телевидение, технологии, цифровизация, спорт, владимир широков, интервью Фото со страницы Владимира Широкова в социальной сети

С 2016 года спорт на ТВ – вотчина телеканала «Матч». И вдруг тихо и незаметно возник новый спортивный канал «Старт» с прямыми трансляциями российских и международных соревнований, в эфире которого можно увидеть и популярные, и нишевые виды спорта ( тхеквондо, бадминтон, регби, бильярд, скачки и пр.), а также аналитические программы, художественные и документальные фильмы о спорте, эксклюзивные проекты об истории российских и зарубежных спортивных клубов. Генеральный директор телеканала «Старт» Владимиром ШИРОКОВ рассказал Эдуарду ЧУМАКОВУ о новостях технологического закулисья телевидения.

Владимир, как вы оцениваете прошедшее десятилетие с точки зрения развития технологий и вообще всего медиапространства, медиабизнеса?

– Произошла полная цифровизация телевидения и телевизионного тракта. 10 лет назад мы работали на бетакамах, и при появлении нелинейных монтажных систем некоторые режиссеры ворчали: «Уберите от меня эту мышку, зачем здесь мышка?» А сегодня видеоинженер становится параллельно IT-инженером. Я даже не говорю сейчас об IP в телевидении, даже на сегодняшнем этапе, если мы говорим про SDI-тракты, то любой микшер – это компьютер, любое устройство – это компьютер.

Психология тоже поменялась в сторону интернет-трансляций, интернет-показов. Сегодня там, где показывается то или иное событие, прямое или непрямое, интернет – это такое же средство доставки контента до потребителя, как и телевизор. И чем дальше, тем интернет чаще становится более востребованным средством доставки.

На телевизионном рынке очень сильно ужесточается конкуренция между телевизионным производством и интернет-производством практически во всех сферах его проявления. Даже на Олимпиадах, например, на телефон телевизионные группы снимают и передают интервью. Это быстрее и проще. Телевидение уходит в интернет, становится более доступным. И очень сильно возрастает конкуренция между людьми, которые это делают оборудованием за 4 рубля, то есть телефонами, ноутбуками, бытовыми камерами и прочим бытовым оборудованием, – и производителями, которые ориентируются прежде всего на, что называется, броадкаст. Стоимость оборудования отличается в сотни раз, а в итоге один продукт от другого отличается по стоимости для заказчика на какие-то 20–30%.

Поэтому чем дальше, тем гораздо тяжелее доказывать заказчику необходимость использования высоких дорогих телевизионных технологий, а не съемок на бытовые камеры, на бытовые телефоны и так далее.

Затертое место – будущее за интернетом?

– Да. Но интернет – это всего лишь средство доставки контента до потребителя. Качество контента никто не отменял. В этом и есть плюсы и минусы. Интернет – среда, которая дает возможность доставить до глаз зрителя любой контент любого качества без специального лицензирования. Много творческих людей, у которых нет дорогого оборудования, получили возможность показать себя в интернете. Например, спортивная федерация или клуб находит подрядчика для организации интернет-трансляций. Подрядчик начинает работать. Но аппетиты растут, и дальше заказчик начинает творить – а давайте поставим не четыре камеры, а шесть, потом не шесть, а восемь. А можем ли мы брать интервью, делать студии, включения из флеш-зоны? А как улучшить качество картинки? Давайте привлечем более профессиональных людей, которые нажимают на кнопки или стоят за камерами? А как получить трансляцию, сопоставимую с трансляциями на федеральных каналах? И они приходят к нам. И это плюс.

Пока никто из вещателей не отказывается от классической системы доставки.

– Современная система доставки телевизионного сигнала, на мой взгляд, доживает последние дни. Системы доставки через паблик-интернет уже сейчас работают. И работают неплохо. У них есть свои минусы: задержка сигнала; есть опасность, что какие-то пакеты по пути пропадут, – паблик-интернет «гуляет». Но уже есть системы передачи через паблик-интернет нормального сигнала без задержки. А когда разовьется 5G, то грянет революция.

Зимой «Триколор» при нашем активном участии запустил проект под названием «Большой эфир». Теперь в пакете «Старт» есть еще шесть выделенных каналов, по которым идут спортивные трансляции тех событий, которые не вошли в линейный прямой эфир потому, что пересекаются по времени. Например, в первый день запуска мы отдавали в эти каналы пять волейбольных матчей чемпионата России и два баскетбольных Единой Лиги ВТБ. Болельщик в прямом эфире мог посмотреть не то, что мы ему показывали на телеканале «Старт», а выбрать игру своей любимой команды. Но этот сервис пока доступен только на тех приставках, которые можно подключить к сети интернет. Правда, насколько я знаю, оператор эти каналы тоже собирается поднять на спутник. Мне кажется, это уже можно назвать технологическим прорывом в спортивном телевизионном вещании.

А что со спутником?

– Преобразовавшись из производственной компании в вещателя и запустив телеканал «Старт» в спутниковые и кабельные сети, мы столкнулись с проблемой, о которой, казалось бы, забыли 10 лет назад. Оказалось, что кабельные операторы в России просят SD-сигнал. Очень много еще аналоговых линий в домах, и просто физически невозможно по ним распространять HD-сигнал.

И как решили проблему?

- И SD, и HD-варианты канала доступны как в оптоволоконных сетях, так на спутнике. Десять лет назад интернет в 5 мегабит в секунду был за счастье. А сейчас 100 мегабит – нормальное явление у рядового потребителя. А с учетом того, что HD телевизионный сигнал, даже профессионального качества, это порядка 18 мегабит в секунду, то он вполне укладывается в полосу в 100 мегабит. Чем выше скорость единой глобальной сети, тем меньше проблем с доставкой сигнала. Возрастают компьютерные мощности для обработки телевизионных сигналов и передачи через паблик-интернет в нормальном качестве.

Какова может быть роль искусственного интеллекта в продакшене?

– Трансляционного? Уже сейчас ставится камера 8К, например, и искусственный интеллект выбирает ракурсы. Но для интернета это, наверное, подходит, и то относительно. Один ракурс, одна камера, с которой компьютер выбирает разные планы. Но это нельзя назвать спортивной трансляцией. Наверное, это неплохо для тренеров для анализа игр. Это в большей степени ближе к спорту, чем к телевидению. Такая камера вешается один раз на спортивную арену и можно вести интернет-трансляцию. В спортивном же продакшене камеры должны снимать с разных точек. И человека пока здесь никто не заменит.

Понятно, первые шаги…

– У EVS есть уже работающая система искусственного интеллекта, которая должна в ближайшее время начать активно использоваться в профессиональном телевизионном производстве. Но это гораздо более сложная конструкция. Камеры располагаются на тех же точках, что и сейчас. На них ставятся управляемые головки под управлением общего компьютера. Сначала система обучается на 50–100 трансляциях разных режиссеров и только потом начинает работать. Мы весной специально записали для EVS сигналы со всех камер с около 50 хоккейных трансляций для ее обучения работы на хоккее.

Получается, что организатор съемки просто выбирает стиль того или иного главного режиссера?

– Нет. Система обучается у разных режиссеров работе в каждой отдельной игровой ситуации. Но это недешевая система, она по определению не может быть дешевой.

Любое нововведение дорогостояще, не так ли?

– В профессиональном телевидении человека полностью нельзя заменить. Нам показали два кусочка матча, снятого искусственным интеллектом и человеком, и попросили отгадать, где человек, а где машина. Я угадал. Кадры с использованием искусственного интеллекта более прилизаны. В них нет человеческих ошибок, но они творчески не индивидуальны. У режиссера на большой, например, футбольной трансляции может быть 24–36 камер. Не способен человек охватить столько картинок одновременно. При этом на игру постоянно работают 8–12 камер. Остальные – на повторы. Вот они и могут управляться машиной. Искусственный интеллект – это скорее подспорье к профессиональной трансляции. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
219
Москвичи освоят акватории двух рек

Москвичи освоят акватории двух рек

Елена Крапчатова

На масштабном фестивале водных видов спорта горожан ждут и экстремальные, и веселые развлечения

0
214
Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.06.25

0
485
Конфликт Израиля и Ирана ставит под удар Центральную Азию

Конфликт Израиля и Ирана ставит под удар Центральную Азию

Виктория Панфилова

Страны региона теряют выход к Персидскому заливу

0
3505

Другие новости