0
14845
Газета Я так вижу Печатная версия

05.04.2020 19:10:00

Сербия прощается с европейским мифом

Как вирус изменил геополитические настроения в Белграде

Олег Бондаренко

Об авторе: Олег Владимирович Бондаренко – основатель проекта balkanist.ru, директор Фонда прогрессивной политики.

Тэги: пандемия, евросоюз, чс, европейская интеграция, сербия

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

пандемия, евросоюз, чс, европейская интеграция, сербия В суровый период пандемии и кризиса сербскому парламенту не до проблем евроинтеграции. Фото Reuters

Поразившая планету зараза на глазах меняет мир. Правильно сказать – только начинает менять. Каким мир станет после окончания пандемии, пока не возьмется предсказывать даже самый смелый футуролог.

Экономические последствия пугающе непредсказуемы. Политические – уже идут полным ходом. Европейского союза как единого привлекательного пространства взаимопомощи, в котором нет границ, а есть одинаковые для всех стандарты, более не существует. Границы закрыты, гуманитарные грузы, предназначавшиеся для одних стран, изымаются другими. Во множестве случаев фуры с гуманитарной помощью Италии останавливаются и реквизируются правительствами сопредельных стран – в первую очередь Францией. Она же останавливала грузы для Великобритании, а потом и Испании. Польша и Чехия останавливали грузы для Германии. Список можно продолжить.

В выходные стала известна фантастическая история о том, как США перекупили – по сути, выкрали – уже оплаченные Германией для сотрудников своей полиции маски, пошитые в Таиланде. Фактическая, а не декларативная помощь Брюсселем не оказывается ни своим, ни сопредельным государствам Европы.

Волна публичного негодования и разочарования «европейской солидарностью» прошлась от Испании до Сербии. Руководители итальянского парламента перед камерой снимали синие с золотыми звездами флаги ЕС и водружали на их место национальные символы Итальянской Республики. Итальянские депутаты в открытую стали обвинять ЕС в том, что он их бросил, а помогают только Китай с Россией. Президент Сербии Александар Вучич публично заявил о конце «европейского мифа» для Белграда. Это крайне важное заявление для Балканского региона осталось на фоне общей ситуации без должного внимания.

Итак, сербский лидер одним из первых на Балканах забил в тревожный набат: еще 16 марта он официально утвердил режим ЧС, перенес парламентские выборы (на которых его партия должна была получить более 50% голосов), закрыл границы, приостановил регулярные полеты и ввел комендантский час, нормы которого за прошедшие две недели только усиливались (теперь, например, нельзя выходить на улицу все выходные, начиная с 13.00 субботы). При этом в стране изначально было всего около сотни заболевших, на данный момент их насчитывается немногим более 1,5 тыс. Для маленькой Сербии эта цифра довольно весома, но главное – здесь умирают от коронавируса люди (уже более 40).

В ответ на запросы о помощи сразу откликнулся Китай, отправив в Белград 5 млн масок и команду медиков из Уханя для обучения сербских коллег борьбе с коронавирусом. Их самолет в аэропорту встречал лично Вучич, признавший, что Евросоюз бросил Сербию, не оказав никакой помощи и отказавшись даже продать Белграду аппараты ИВЛ. Доходило до смешного – сербских врачей, работающих в ФРГ, не отпускали в Сербию, рассчитывая, что они окажутся полезны Германии.

Официальное признание в «крахе европейской солидарности и европерспектив» на высшем государственном уровне в Сербии прозвучало, пожалуй, впервые с момента окончания агрессии НАТО против Югославии и свержения Слободана Милошевича. Все последние 20 лет Белград с разной степенью упорства твердил: «У нас нет альтернативы европейскому пути». Глобальный вирус изменил геополитические настроения. Принцип «друг познается в беде» повернул Сербию в сторону Пекина и Москвы больше, чем все бизнес-проекты, вместе взятые. Потому что выбор вектора развития – в первую очередь цивилизационный и только потом экономический. А помощь в беде относится к разряду «свой–чужой» гораздо больше, чем «Турецкий поток» или транзитные магистрали.

На самом деле многие эксперты (я в их числе) никогда не верили до конца в возможность европейской интеграции для Белграда. В силу разных причин: как отсутствия у Сербии сильного адвоката внутри ЕС (каким была Германия для Хорватии), так и восприятия сербов как чужеродного – если угодно, даже предательского – элемента для западноевропейской цивилизации. Запад всегда считал сербов «пятой колонной» внутри Европы. И сейчас доказал это своим равнодушным бездействием.

Наконец, спустя две недели после обращения Белграда Россия тоже отправила помощь Сербии, да еще какую – 11 военно-медицинских самолетов доставили балканскому союзнику Москвы несколько лабораторий по исследованию вируса, аппаратов ИВЛ, средства защиты (по 3 млн масок и перчаток, 150 тыс. защитных костюмов и пр.) и даже военную технику для развертывания мобильных госпиталей в наиболее пострадавших районах страны, особенно в провинции. Для небогатой Сербии с не самым высоким уровнем медицинского обслуживания наша помощь может стать очень хорошим подспорьем в деле борьбы с пандемией.

Характерно, что сербская оппозиция, весь год водившая хороводы вокруг президентского дворца с требованием отправить в отставку Вучича, сформировать техническое правительство и только тогда провести новые выборы, оказалась в положении абсолютных маргиналов. Мало того что практика ежесубботних сборов и шествий по пустому центру Белграда на протяжении года благодаря открытости и непротивлению власти выхолостила весь протест и превратила его в клуб по интересам, так еще и оппозиционные требования вначале ввести ЧС (до момента его введения), а затем нарочитые попытки его нарушений сделали из лидеров уличного протеста клоунов.

Можно много за что критиковать сербского президента, но вот только не за отсутствие внимания и бдительного отношения к разразившейся пандемии коронавируса. Здесь он, пожалуй, может дать фору большинству мировых лидеров.

Пример Сербии может оказаться заразительным и для других стран региона – когда больше неоткуда ждать помощи, и Босния, и Македония могут обернуть свои взгляды на Восток. Как изменит вирус геополитические расклады на Балканах, станет понятно уже этой осенью – по шагам ЕС, ответным действиям Белграда и в результате парламентских выборов – перенесенных в Сербии и Македонии и запланированных на октябрь в Черногории. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
404
Библейские идеалы и европейские реалии

Библейские идеалы и европейские реалии

Михаил Стрелец

Христианская демократия на современном Западе

0
2695
Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.03.24

0
8030
Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 04.03.24

0
9686

Другие новости