0
3578
Газета Я так вижу Печатная версия

12.08.2020 18:52:00

Классно-урочная система давно себя исчерпала

Время выбирать репетиторов

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук, учитель математики.

Тэги: учеба, школа, репетитор


учеба, школа, репетитор Поиск дистанционного репетитора – дело не такое простое, как кажется. Фото РИА Новости

Сторонники и противники дистанционного обучения много и безуспешно спорят о его пользе и вреде. Обе стороны по-своему правы. И обе стороны в чем-то ошибаются. Однако за спорами о форме обучения часто упускается проблема сути. А суть в том, что групповое, или классно-урочное, образование как форма обучения давно себя исчерпало.

Пандемия коронавируса продемонстрировала возможность дистанционной альтернативы. На помощь учителям ринулись айтишники всех мастей и оттенков. Хорошие и плохие, по делу и не по делу. Все хотят отведать школьного пирога. Миллионы школьников и их родителей представляют собой отличный рынок. Тем более что эксперимент по внедрению дистанционного обучения уже начат. По крайней мере объявлен. Я думаю, что все как-то с дистанционкой в школах получится. Со временем.

Однако дистанционные уроки не решают основной проблемы классно-урочной системы. Сильные ученики по-прежнему будут скучать, а слабые – недопонимать материал. При этом учительский контроль значительно ослабнет. Хотя бы потому, что надоевшего учителя можно будет просто отключить. Или отключиться самому ученику, сославшись на технические неполадки.

По-прежнему ответственным родителям будут необходимы помощники. Репетиторы. Собственно, так было и раньше. Практически всегда. И в царской России, и в СССР, и в современном государстве. Только теперь становится все более актуальной новая профессия – дистанционный репетитор. Это специалист, проводящий онлайн-занятия на какой-либо платформе (Skype, Zoom или что-то другое).

Дистанционный репетитор востребован сегодня не только из-за опасности вируса. Это и огромная экономия времени либо репетитора, либо ученика. Это и возможность перенести или отменить занятие без особых потерь, мгновенно переслать контент, использовать инструменты онлайн-платформ. Все это в пользу дистанционной подготовки. Но... индивидуальной!

Нельзя сказать, что дистанционный репетитор – это совершенно новая профессия. По Skype занимаются уже много лет. В основном это касается студентов и старшеклассников. Однако до пандемии коронавируса большинство родителей выбирали очные занятия. Теперь это уже не так. И нужно понимать специфику дистанционных занятий. Следует развеять несколько мифов.

Миф первый. Качество дистанционной подготовки ученика зависит от онлайн-платформы. Это не так. Ученик должен получить от репетитора знания и умения. Эти знания и умения зависят от того, насколько репетитор может донести до конкретного ученика необходимый материал. Скорость и глубина усвоения материала имеют первостепенное значение. Скорость передачи материала и его оформление имеют значение второстепенное. Это же не компьютерная игра, где надо бегать, прыгать и стрелять очень быстро, чтобы выиграть. Это обучение, а не соревнование.

Миф второй. Качество дистанционной подготовки ученика зависит от онлайн-контента. Сегодня в интернете представлено очень много онлайн-ресурсов с самым разнообразным учебным контентом. Есть бесплатные ресурсы. Есть ресурсы с очень небольшой ценой за контент. Но все это хорошо для самообразования. Контент не объясняет ученику его ошибки. Контент не показывает на других (более сложных или более простых) примерах и задачах, как нужно решать. Контент не обсуждает ошибки. Контент – это просто набор полезной информации. Не подготовленной к индивидуальному использованию с учетом особенностей ученика.

Миф третий. Дистанционного репетитора найти легко. Да, на рынке репетиторов сегодня очень много предложений. Это объективно, так как рынок оперативно перестраивается. Как экономист-математик, я очень люблю считать деньги. Допустим (по минимуму), что с репетиторами занимаются 2 млн детей (реально, думаю, 5–6 млн). Допустим, что в месяц семья платит репетиторам 5 тыс. руб. Это тоже по минимуму, потому что обычно у ребенка не один, а два репетитора. Получается 10 млрд в месяц. Другие источники называют цифру в 30 млрд. Это огромная емкость рынка!

Вполне естественно, что на рынок дистанционных репетиторов выходят новые участники. В том числе – из отдаленных регионов. И даже из других стран. Все они в своих резюме заявляют о своей компетентности. Но так ли это? При очных занятиях мама и папа ребенка видят репетитора. При необходимости родители могут попросить предъявить оригинал диплома, сертификата, справки с места работы. При дистанционном общении это исключено. А «нарисовать» любой диплом и переслать клиенту скан при современной технике – вообще не фокус.

Миф четвертый. Оплата дистанционных занятий комфортна и безопасна. Это не совсем так. Обычно оплата осуществляется клиентом на банковскую карту репетитора. Это действительно удобно, но только в случае, если репетитор зарегистрирован в ФНС официально. В других случаях его вполне могут побеспокоить по поводу регулярных платежей ему. И даже заблокировать карту, хотя это уже крайний случай. Перевод денег неизвестно кому вообще не очень хорошая практика. Но это уже другая тема.

Таким образом, поиск дистанционных репетиторов – дело не совсем простое. Вполне возможно, что родителям предстоит перебор репетиторов до тех пор, пока не будет найден подходящий специалист. На это требуется время. А его остается все меньше. Лето имеет свойство заканчиваться. Учебный год в школах начнется 1 сентября, независимо от того, в какой форме это произойдет. И искать репетитора в режиме ошпаренной кошки будет совсем не комфортно.

Подведем итог. Родители, которые хотят своим детям не просто добра, а добра квалифицированного, должны вспомнить пословицу о том, что сани нужно готовить летом. И дистанционных репетиторов нужно искать в августе. Хотя бы потому, что хороших и грамотных к сентябрю уже разберут. Тем более что от географии проживания это больше не зависит. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


За "Семьеведением" закрепили статус факультатива

За "Семьеведением" закрепили статус факультатива

Наталья Савицкая

Педагогов настраивают на то, что главное – эмоциональный настрой урока

0
2544
"Московская электронная школа" покоряет регионы

"Московская электронная школа" покоряет регионы

Галина Грачева

К столичной платформе образовательного контента ежедневно обращаются более 4,5 миллиона раз, рассказал Сергей Собянин Владимиру Путину

0
4860
Взгляд на школу через призму коалиционных игр

Взгляд на школу через призму коалиционных игр

Игорь Аглицкий

Как учителю переманить на свою сторону хотя бы часть учеников

0
4405
Уроки труда в школе должны быть конкретными

Уроки труда в школе должны быть конкретными

Владимир Семенихин

Даже забивание гвоздей требует знаний и умений

0
7839

Другие новости