0
6664
Газета Я так вижу Печатная версия

15.08.2022 14:45:00

Западные санкции подталкивают Россию к авиа-"каннибализму"

В деле обслуживания и ремонта парка самолетов остается надеяться только на Иран и Китай

Валерий Агеев

Об авторе: Валерий Владимирович Агеев – историк авиации и космонавтики, журналист.

Тэги: самолеты, санкции, ес, рф


самолеты, санкции, ес, рф Минпромторг главной целью для российского авиастроения ставит максимально полное импортозамещение всех систем воздушных лайнеров. Фото агентства «Москва»

В августе произошло событие, которое предвидели и отечественные, и западные эксперты. Как заявило Reuters, российские авиакомпании, включая «Аэрофлот», начали разбирать пассажирские самолеты на запчасти в связи с санкциями, введенными странами Запада. ЕС принял решение о полном запрете поставок запасных частей, агрегатов, комплектующих для самолетов европейского производства, а также лизинга самолетов, вертолетов и другой авиатехники (ее предлагается вернуть лизингодателю). Запреты коснутся также страхования и техобслуживания воздушных судов.

Поэтому неудивительно, что как минимум один Sukhoi Superjet 100 и один новейший Airbus A350, эксплуатируемые «Аэрофлотом», разбираются на запчасти. Также оборудование, по данным агентства, сняли с нескольких Boeing 737 и Airbus A320.

Дальнейшая разборка на запчасти российских самолетов – только вопрос времени, считает источник Reuters в авиационной промышленности. По его словам, новые поколения самолетов (A320neo, A350, Boeing 737 MAX и 787) содержат компоненты, которые необходимо постоянно обновлять.

Напомним, в конце февраля 2022 года ЕС запретил поставку в Россию самолетов и запчастей, санкции затронули и технику, сданную в лизинг. После этого Росавиация рекомендовала авиакомпаниям с самолетами в иностранных реестрах прекратить полеты за границу. Сложившаяся обстановка потребовала от государства и отечественных авиакомпаний быстрых и решительных мер по сохранению бесперебойной и безопасной эксплуатации воздушных судов.

Минпромторг главной целью для российского авиастроения ставит максимально полное импортозамещение всех систем воздушных лайнеров. Эксперты предлагают различные меры, включая экзотические, например «каннибализм» – снятие агрегатов с одних самолетов и установка на другие; поставка запчастей в РФ через третьи страны, а также их покупка у других эксплуатантов.

Однако, как заявил начальник управления поддержки летной годности ВС Росавиации Валерий Кудинов, например, Китай этого делать не будет. И не потому, что не хочет. Просто сейчас очень хорошее время для решения «тайваньского вопроса». Сразу после того, как это произойдет, США обрушит на Китай свои санкции, и тогда запчасти для самолетов ему очень пригодятся. Для поставок же запчастей в РФ есть и другие страны, и на них всех санкции не наложишь.

Помимо прочего планируется возродить и так называемый реверс-инжиниринг, или обратное проектирование. Это способ исследовать некоторое готовое устройство, деталь или программу, а также документацию с целью понять принцип его работы. А поняв, воспроизвести самим. Так, например, поступили советские инженеры при проектировании летающей крепости Ту-4. Они разобрали американскую суперкрепость по винтикам, обмерили все и построили свою.

Так поступали и поступают китайцы, копируя и при этом улучшая советские истребители и многие виды вооружения, включая все тот же автомат Калашникова. Поступить таким же образом предлагается и российским инженерам. Речь идет о копировании западных агрегатов и деталей самолетов, учитывая ряд соответствующих лазеек в американском законодательстве. Правда, как эти детали будут работать на иностранных самолетах, пока никто не знает.

Кроме того, Россия в ускоренном режиме предпринимает ряд других мер для решения проблем в отрасли. В конце июля стало известно, что Тегеран одобрил соглашение о поставках оборудования иранского производства в Россию, а также о техническом обслуживании российских самолетов: ремонт, поддержка и проведение техобслуживания российских авиалайнеров в сервисных центрах Ирана.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отметил, что Иран справится с этой задачей, потому что промышленность страны долгое время находится под санкциями и уже освоила новые технологии. «Иран сегодня эксплуатирует самолеты западного производства, примерно сопоставимые с теми, что есть в российских авиакомпаниях. Опыт Ирана по эксплуатации таких самолетов в условиях санкций, безусловно, будет для России интересен», – считает Пантелеев. При этом, по его словам, сегодня не имеет значения, будет ли значительно дороже обслуживание самолетов в Иране, чем у производителей. На первом месте сейчас стоят качество работ и безопасность полетов.

Если российские авиационные власти будут принимать разрешительные документы, которые иранские власти выдали местным производителям, то в таком случае использование запчастей из Ирана будет легально. Если же российские власти не будут по тем или иным причинам доверять авиационным властям Ирана, то сотрудничество не состоится.

Сложившееся после введения санкций положение в авиастроительной отрасли России потребует нетривиальных и, может быть, неожиданных решений. Например, планируется взять в лизинг китайские самолеты. Китай строит сегодня самолеты практически всех классов. Для России интересны некоторые из них, например «Сиань» Y-20, аналог нашего Ил-76. Первый полет он совершил 26 января 2013 года. Все прототипы оснащены российскими двигателями Д-30КП-2.

Другая интересная модель – Comac ARJ21. Это 78–90-местный региональный реактивный самолет. Он напоминает американский MCD-80/MD-90, произведенный по лицензии в Китае, имеет сверхкритическое крыло конструкции Антонова и сдвоенные задние двигатели General Electric CF34. К концу 2021 года было поставлено 66 самолетов.

CRAIC CR929 представляет собой планируемое семейство широкофюзеляжных авиалайнеров Twinjet большой дальности на 250–320 мест, которое разрабатывается совместным предприятием китайской Comac и Российской объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). Миссия – бросить вызов дуополии Airbus и Boeing. Строительство первого прототипа началось в сентябре 2021 года.

Конечно, есть в этом сотрудничестве и свои подводные камни. Как утверждает Алексей Синицкий, директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting, ряд этих самолетов не сертифицирован в России по объективным причинам, в частности из-за более жестких требований по эксплуатации на морозе. Кроме того, многие компоненты (например, двигатели и авионика) у них либо западные, либо совместные. Так что мы можем наступить на те же санкционные грабли.

Конечно, из любого трудного положения можно найти приемлемый выход. Сумеет ли Россия его найти, сколько на это потребуется средств – покажет только время.


Читайте также


Да здравствует зрелость

Да здравствует зрелость

Юрий Татаренко

Андрей Щербак-Жуков

В Махачкале подвели итоги двух литературных конкурсов

0
521
То чума, то тарантелла

То чума, то тарантелла

Борис Кутенков

Евгения Джен Баранова о мнимо хрупком девичьем альбоме, метафизическом котенке и повседневном чистилище

0
633
О плохом качестве бюстов

О плохом качестве бюстов

Геннадий Евграфов

Как Сталин провел стреляного воробья Лиона Фейхтвангера

0
465
Жизнь или бессмертие?

Жизнь или бессмертие?

Михаил Лазарев

Рассказ о непростой дилемме и неожиданном решении

0
626

Другие новости