0
9838
Газета Я так вижу Интернет-версия

11.09.2023 09:57:00

Состав тронулся

Концессия поможет спасти трамваи в провинции

Михаил Блинкин

Об авторе: Михаил Яковлевич Блинкин - ординарный профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Тэги: экономика, транспорт, трамвай, город, инфраструктура, концессия


В июле Липецк стал еще одним провинциальным городом России, где в скором времени обновят подвижной трамвайный состав. Насколько мне известно, речь идет о 46 вагонах на сумму 14,5 миллиарда рублей. Два из них уже прибыли в город. Вдобавок в городе заменят более 40 километров путей и построят новые впервые за много лет. За таким обновлением стоит соглашение между правительством области и корпорацией развития ВЭБ.РФ.

Электротранспорт в городах России — важнейшая часть инфраструктуры, которую непросто поддерживать. Но без него общественный транспорт скатывается к убогим маршруткам, а повернуть все вспять часто трудно, как с финансовой, так и социальной сторон. Главная причина — дорого обслуживать и еще дороже покупать новый подвижной состав. За счет тарифа вернуть эти деньги невозможно. Он очень скромный, а поднимать его болезненно для населения. Проверяли уже много раз. Ни один город мира не придумал ничего иного, кроме выплат компенсаций из бюджета. Всегда возникает тарифная вилка между экономически обоснованной ценой и той, которую готов платить пассажир. Тем не менее, это не просто социальная нагрузка для чиновников в городах России. Там, где на трамвайной сети решают поставить крест, забыли, что с точки зрения мирового опыта, это прогрессивный вид транспорта на следующие 100 лет.

Фактически, самостоятельно купить разом несколько десятков новых вагонов могут только в Москве и Санкт-Петербурге. Бюджеты у них соответствующие. Концессия с участием ВЭБ для Липецка, как и других городов России, стала удачной практикой. Во-первых, это растянутые платежи для региона до 20 лет в отличии от единовременного платежа в несколько миллиардов рублей. Во-вторых, нагрузка на бюджет меньше за счет участия в проекте корпорации развития. В противном случае городу пришлось бы покупать по одному трамваю в год. Несложно представить на сколько лет бы растянулась такая процедура для полумиллионного города. А так 25 новых трамваев появятся на улицах Липецка уже в этом году. Как оказалось, концессии оказалось достаточно, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки — власти городов поняли, что при таких условиях бюджет сможет потянуть расходы.

Государственная поддержка и участие ВЭБ.РФ могут значительно помочь нашим городам. Стоит признать, многие из них не слишком подходят для автомобильной инфраструктуры. Тут нет ничьей вины — все дело в планировке, которая складывалась десятилетиями, и устаревшем общественном транспорте, который многие города давно не обновляли из-за нехватки финансов на столь дорогие покупки.

Но если удастся завезти современные трамваи с комфортабельными вагонами, тихим ходом, обновить рельсовые пути, то это станет настоящим благом для всех. Горожане смогут двигаться свободно и без лишних проблем. Будем откровенны, жителям городов не столь важно, как именно власти обновили транспорт. Да и вообще, это событие системного значения — больше рабочих мест, забота о окружающей среде и просто хороший транспорт для всех. К слову, трамваи, которые будут закупать, российского производства. И их качество без преувеличения на высоте.

Важно, чтобы все проекты включали в себя современные цифровые технологии. Такое организованное движение транспорта сделает нашу жизнь гораздо проще. Надеюсь, что вскоре мы забудем о том, что приходилось ждать транспорт на остановке, не зная точного времени его прибытия. Все это станет возможно отслеживать в телефоне или на информационных табло. В итоге, если мы сможем воплотить в жизнь такие планы, это станет настоящим транспортным прорывом.


Читайте также


Потребительский спрос ускорил экономику до нового рекорда

Потребительский спрос ускорил экономику до нового рекорда

Михаил Сергеев

Покупки непродовольственных товаров подскочили на 8%

0
1934
Воображаемое палаццо как приют от беды

Воображаемое палаццо как приют от беды

Дарья Курдюкова

В нижегородском "Арсенале" открыли последнюю часть выставочного триптиха "Названо Вазари"

0
1053
Сокращение нефтедобычи и критическая уязвимость российской инфраструктуры

Сокращение нефтедобычи и критическая уязвимость российской инфраструктуры

Михаил Сергеев

0
1496
Налоговая непредсказуемость мешает работе экономики

Налоговая непредсказуемость мешает работе экономики

Михаил Сергеев

Чиновники не спешат стабилизировать фискальные правила и нормы

0
3135

Другие новости