Фото Reuters
Интерес РФ к событиям, происходящим в Иране, понятен. От того, кто будет править в этой стране, зависит безопасность российских границ. Важно это и для государств Южного Кавказа (Грузия, Армения, Азербайджан), которые еще недавно были частью СССР, а сегодня связаны с Ираном многими узами. Народные волнения вызвали к жизни слухи о том, что на престоле готов опять воцариться шахиншах. Реза Пехлеви, старший сын последнего иранского шаха, обратился в эти дни к военнослужащим и сотрудникам силовых структур Ирана с призывом не подчиняться государственным структурам. По сути, человек, называющий себя «наследником престола», призывает к насильственному захвату власти.
История шахской семьи достаточно любопытна. Реза Пехлеви родился в Тегеране в 1960 году. Его отец Мохаммед Реза Пехлеви правил Ираном с 1941 года, но был свергнут в 1979 году. После исламской революции семья шаха эмигрировала сначала в Египет, а затем в США. Сын бывшего шаха основал Национальный совет Ирана, организацию, стремящуюся к свержению действующего иранского режима. Штаб-квартира организации находится во Франции, а филиалы действуют в США и Канаде – странах, где немало иранских эмигрантов.
Персидские корни рода Пехлеви достаточно сомнительны. Бабушка Резы Пехлеви Нуш Афарин Айромлу была азербайджанкой, азербайджанкой была и его мать Тадж ол-Молук Айромлу, родившаяся в Баку. Если к этому добавить, что родная мать Резы Пехлеви, ныне живущая в США вдова его отца, также азербайджанка, то возникает вопрос: почему он считает себя претендентом на иранский престол? Кстати, несуществующий, так как после свержения шаха монархия в Иране была упразднена. Его дед – человек неграмотный, имел происхождение, далекое от монархических корней. В 1925 году, являясь министром обороны, он организовал военный переворот и сверг династию Каджаров, правивших Ираном несколько столетий. Он объявил себя шахом и основал новую династию Пехлеви. В 1941 году в ходе Второй мировой войны Реза-шах отказал СССР и Великобритании в размещении их войск на территории Ирана, после чего советские и английские войска вошли в эту страну с двух сторон. Шах отрекся от престола, передав трон Мохаммеду Реза Пехлеви.
Новый шах фактически отдал свою страну под управление американского и английского капитала. В 1957 году при активном участии ЦРУ и МОССАД в стране была создана тайная политическая полиция САВАК, которую многие сравнивают с гестапо. Попытки прогрессивного премьер-министра Мохаммеда Моссадыка сделать экономику национальной привели к его свержению. Джон Перкинс в книге «Исповедь экономического убийцы» писал: «В 1951 году, когда Иран восстал против британской нефтяной компании, эксплуатировавшей и природные ресурсы Ирана, и его народ (компания была предшественницей British Petroleum, сегодняшней BP), очень популярный, демократический избранный иранский премьер-министр Мохаммед Моссадык (журнал Time назвал его человеком 1951 года) национализировал всю нефтяную промышленность страны. Разъяренные англичане обратились за помощью к США».
«Солнце ариев» во всем сиянии
Мохаммед Реза Пехлеви очень заботился о своем месте в истории Персии, нередко сравнивал себя с основателем царства Ахеменидов царем Киром II Великим. Он призвал, чтобы Иран как государство основывался на трех ключевых принципах: «Бог, Шах и Родина». Упоминание шаха в этой троице вслед за Богом не было случайным. Себя он видел в роли человека, призванного исполнять указания Всевышнего на земле. Мохаммед Реза Пехлеви высказал такое мнение: «Иностранец не может понять значение монархии для Ирана. Это наш образ жизни и наш путь, без которого мы не сможем существовать как страна».
Идеология шаха – «пехлевизм» – пророчила Ирану миссию защиты арийской цивилизации, а шаху Ирана – роль создателя этой цивилизации. Согласно доктрине шаха, монархический Иран считался надклассовым государством. Поразительно, но, стремясь понравиться своим западным спонсорам, шах пытался порвать со многими исламскими традициями, даже ввел летоисчисление не от хиджры, как это принято в мусульманском мире, а от начала династии Ахеменидов, но вскоре был вынужден отменить это непопулярное нововведение.
26 октября 1967 года Мохаммед Реза Пехлеви сам себе присвоил титул Шахиншах («царь царей»). Он не возражал, если его угодливо называли «солнцем ариев». При этом страна могущественного властелина нищала, в то время, когда он проводил роскошные пиры.
Но бывает и так, что великолепные торжества, затеянные правителем для укрепления своей власти, становятся последними для него. Поучительным примером здесь служит история свержения и отречения иранского шаха. В 1971 году Мохаммед Реза Пехлеви решил устроить у себя в стране небывалые торжества в честь 2500-летия со дня основания царем Киром Великим Персидской империи. К тому времени Пехлеви, скромно назвавший себя «царем царей», правил своим народом 30 лет. Иран же оставался одной из беднейших стран региона и по праву считался сырьевым придатком Запада. В то же время сам шах считался одним из богатейших людей в мире. Он обладал в стране безграничной властью, мог назначать кабинет министров, распустить парламент, командовал вооруженными силами. По его приказу за 13 месяцев в безлюдной пустыне возле развалин древнего города Персеполя возвели настоящий оазис с парками, фонтанами и дворцами. Чтобы как-то смягчить жаркий воздух пустыни, в пустыне решили высадить лес. 15 тыс. различных деревьев транспортными самолетами были доставлены в Иран. Для того чтобы лес смотрелся натурально, из Европы завезли 50 000 певчих птиц, а также 20 000 воробьев. В пустыню было доставлено 4 га плодородной почвы, для того чтобы известный специалист из Версаля создал благоухающий райскими ароматами сад из роз и кипарисов.
По приглашению шаха в Иран прибыли главы 65 государств: императоры, короли, султаны, шейхи, президенты, премьер-министры и просто богатые бездельники. Первой проблемой стало то, что именитых гостей было негде разместить: в стране отсутствовала инфраструктура для проведения мероприятий такого рода. Вельможных особ было решено поселить в пластиковых домах, внешне стилизованных под средневековые шатры. Внутри это были роскошные кондиционированные номера, устланные дорогими персидскими коврами. К каждому домику полагался личный повар и вышколенная прислуга, доступная 24 часа. Их угощали дорогими напитками и изысканными блюдами. Всего было построено 60 гостевых шатров и два огромных шатра для приемов. Для того чтобы кормить всю эту титулованную ораву, шах оплатил приезд из Парижа поваров и официантов знаменитого ресторана «Максим». Из Франции также было доставлено 3 т говядины и баранины, 1200 кг мяса птицы, 360 тыс. яиц. Для полного удовольствия шах приказал закрыть на время торжеств все сухопутные, морские и воздушные границы страны, а также университеты и школы. Ни до, ни после этого в одном месте никогда не собиралось столько коронованных особ.
Говорят, что все гости шаха Ирана остались довольны. Недовольным шахом оказался только его народ. Огромные суммы, затраченные на гулянки, спиртное, которое лилось рекой в мусульманской стране, откровенное пренебрежение интересами простых граждан через некоторое время породили волнения, которые переросли в настоящую революцию. Шах покинул страну и отрекся от престола. Кардинальным образом изменилось и государственное устройство страны, теперь это Исламская Республика Иран. Примечательно, что улетал шах в такой спешке, что не доверил личному пилоту взлет и первый час полета, лично взявшись за штурвал «Боинга».
Оказавшись в эмиграции, бывший шах находился в Египте, Марокко, но вчерашние друзья давали понять, что его длительное пребывание в их странах нежелательно. Прибытие Пехлеви в США вызвало в ноябре 1979 года захват американского посольства в Иране и острый международный кризис. Именно эта история привела к уходу от власти президента США Джимми Картера. Хорошо бы вспомнить эту историю нынешнему главе Соединенных Штатов Дональду Трампу.
Семейная жизнь Шахиншаха
Шах Мохаммед Реза Пехлеви был женат три раза. Первая жена Фавзия, дочь египетского короля Фуада, ушла от него сама. Говорят, провинциальный Тегеран после блестящих Каира и Александрии ей совсем не понравился. На второй супруге Сорайе он женился в 1951 году. Интересно, что среди свадебных подарков была норковая шуба и настольный телефон с черными бриллиантами, присланный Сталиным. Она тоже ушла сама, когда поняла, что не может родить шаху наследника.
Третьей женой шаха стала азербайджанка Фарах Пехлеви. Сегодня ей 87 лет, она считается вдовствующей императрицей Ирана и проживает в США. Фарах была первой императрицей, коронованной в Иране со времен арабского вторжения в VII веке. Со своей женой шах познакомился в Париже, где она училась архитектуре в Ecole Speciale d’Architecture. Девушка в те годы увлекалась спортом, была капитаном команды по баскетболу, любила ходить в майках и мини-юбках. На Пехлеви она произвела такое впечатление, что он ей сделал предложение практически сразу после первой встречи. Став императрицей, все свое свободное время она посвящала искусству. Высокообразованная женщина, Фарах свободно владела персидским, английским, французским, азербайджанским языками. Она всегда модно и элегантно одевалась от лучших портных Европы, которые специально приглашались для примерок в Тегеран. Многие сравнивали ее с Жаклин Кеннеди. Благодаря ее патронажу в Иране открылось много музеев. Она скупала полотна таких сложных для понимания ее современников художников, как Марк Ротко и Джексон Поллок. Первая леди Ирана также вернула в страну многие национальные реликвии народа. Она обратила внимание мужа и на положение женщин – им было разрешено носить европейские наряды, они перестали прикрывать лицо и руки. В Иране даже разрешили выпуск местной версии журнала Playboy.
В 1972 году жена шаха посетила СССР, где была приглашена в Азербайджан. В Баку ей был организован пышный прием. На концерте, посвященном ее приезду, выступали Рашид Бейбутов, Муслим Магомаев, Фидан Касимова. Автор этих строк, тогда молодой журналист, видел, как она величаво прошла мимо восторженной толпы, источая запах дорогих духов и пряностей.
Жизнь семьи бывшего правителя Ирана в эмиграции не сложилась. В 2003 году жена экс-монарха написала в США книгу «Моя жизнь с шахом», которая стала мировым бестселлером. Ее сын Али Реза долго лечился от депрессии и в 2011 году в Бостоне покончил жизнь самоубийством. Дочь Лейла скончалась в 2001 году в Лондоне от употребления наркотиков. Отметим, что шах в свое время первым из мусульманских глав государств признал Израиль, который сегодня является главным врагом Ирана. А 8 июня 2025 года 32-летняя внучка бывшего шаха Иман, старшая дочь «наследника престола», вышла замуж за своего многолетнего возлюбленного, еврея по национальности Брэдли Шермана. Из-за исторической вражды между двумя народами это точно не добавило популярности папе. Трудно сейчас предсказать, чем закончится мятеж в Иране – зловещие технологии цветных революций и контуры внешнего вмешательства здесь проявились в полной мере. В любом случае, даже если нынешняя власть сменится, вряд ли у принца из Америки есть шансы взойти на шахский престол.

