0
1064
Газета В мире Печатная версия

01.02.2005 00:00:00

Как избавиться от двойственного образа

Жак Сапир

Об авторе: Жак Сапир - директор по исследованиям, профессор Центра изучения российского, советского и постсоветского общества при Школе высших исследований социальных наук, Париж.

Тэги: имидж, запад


Контраст образа России на Западе нередко поражает. Во время праздников многочисленные журналы и газеты представляют эту страну в качестве символа роскоши и завидного умения организации торжеств. Если говорить конкретно о Франции, то в периоды международных кризисов тут часто проявляются пророссийские настроения. К примеру, поддержку Россией позиции Франции и Германии по Ираку многие местные СМИ поспешили одарить более чем теплыми словами.

В то же время трагедия в Беслане представила французам совершенно иной образ России. Мгновенно возникло недоверие к российским властям. В пику действительности одна из ежедневных местных газет даже увидела в бойне в Северной Осетии плод «желания» Владимира Путина.

Фактическая национализация «Юганскнефтегаза» – эпилог «дела ЮКОСа» – преподносится на Западе в самых мрачных тонах махинаций. Любопытно, по иронии судьбы Франция успешно национализировала часть своей промышленности для облегчения своего восстановления после 1945 года. Этот «государственный капитализм» привел к превращению Renault в автомобилестроителя мирового масштаба, а компании EADS – в основного конкурента Соединенных Штатов в авиакосмической индустрии.

На Западе постоянно муссируются такие темы, как преступность, коррупция, посягательство на демократию в России. Эти проблемы действительно существуют, но они далеко не новы. Несмотря ни на что, Москва остается относительно безопасным городом по сравнению со многими западными столицами. Что касается коррупции и посягательств на демократию, то они также появились не вчера. Своими корнями они уходят в 1993–1994 годы., хотя этот факт систематически умалчивается западной прессой, которая в ельцинскую эпоху вовсе не акцентировала на этом внимания. Точно так же, если критика относительно ситуации в Чечне законна и справедлива, никто не вспоминает о том, что в конце 1994 года первую чеченскую войну западные лидеры дружно приветствовали.

Эта парадигма черного имиджа России характерна не только для французской, но и для британской, а также американской прессы. В Соединенных Штатах, например, начиная с кризиса 1998 года и правительства Евгения Примакова СМИ постоянно говорят о «возвращении к советизму».

В этих карикатурных образах, представлениях о России просматриваются два четких элемента. Первый связан с самим понятием образа. Кинорежиссер Жан-Люк Годар говорил, что простого образа нет, есть просто образы. При игре на мимолетной эмоции, на яркой сцене, которую практикуют СМИ, предпочтение в ущерб аналитике отдается карикатурным наброскам. Телевидение, с головой ушедшее в «телереальность», похоже, не может представить нам углубленное видение события. Тем не менее ТВ – крупнейший поставщик образов. Однако демократия требует взывать прежде всего к разуму, а не к эмоциям.

Впрочем, не будем наивными. Определенный имидж России порой продвигается исходя из политических целей. Это второй элемент, и он особенно очевиден в США. Обвинение в «ресоветизации» России всплывает всякий раз, как только российское руководство пытается проводить политику, не отвечающую непосредственно интересам финансового мира. В 1997 году американская пресса представляла российскую экономику как своеобразный Эльдорадо, в 2001 году она признала, что с 1999 года в России наблюдается экономический рост. Критика усилилась, как только Москва начала противиться действиям американцев в Ираке. Неудивительно, что критический тон приняла и часть европейской прессы, которая по идеологическим или же по чисто финансовым соображениям наиболее чувствительна к доводам американцев.

Примером тому, в частности, является восприятие западной прессой президентских выборов на Украине. Прямое вмешательство президента Путина в избирательную кампанию достойно критики. При этом финансирование американскими фондами кампании Ющенко – доказанный факт. Но это не самый показательный пример. Вспомним, что протест еврокомиссара Паттена против подписания в апреле 2004 года Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном соглашения об экономическом сотрудничестве западная пресса не стала клеймить как вмешательство. Если уж осуждать вмешательство в политику суверенного государства, так осуждать надо все подобные факты.

Негативный имидж России на Западе, частично обусловленный действиями ряда СМИ, указывает также и на осознанную политическую волю.

Как бы то ни было, вышеизложенное не умаляет тот факт, что нынешний имидж России отражает и двойственные представления о стране, сложившиеся у самих россиян. Вот уже почти два века русский взгляд на Россию колеблется между ханжеской самовлюбленностью и ярой самокритикой. Нередко именно в российской прессе западные коллеги черпают элементы для поддержания мрачного имиджа страны. Однако эти элементы – порой плод эмоционального подхода, но не осмысленного анализа. Примером тому стала катастрофа АПЛ «Курск». Эта трагедия выявила недостатки в ВМС страны, и прессе следовало проинформировать население именно о них. Но российская пресса в карикатурной манере часто лишь вторила самым фантастическим гипотезам, и это еще больше омрачало картину.

Нет ясности также с политикой российского правительства. Начиная с 2000 года чувствовалось его желание исправить ошибки, допущенные в 1992–1998 годах Общественному мнению Западной Европы была бы понятна политика, при которой государство вновь учится использовать необходимые экономические инструменты для восстановления страны. В Европе поняли бы, что современное государство не может терпеть экономических магнатов, нескольких «рантье», которые берут в заложники население. Но для того, чтобы это стало понятно Европе, необходимо составить разборчивый отчет прошлых ошибок. То, что этот документ существует для специалистов (как доклад Счетной палаты), недостаточно. Публичное обсуждение такого документа позволило бы провести определенную «сверку часов».

Необходимо также, чтобы стратегия развития страны была представлена четко и последовательно. Сейчас это далеко не так. Если российское правительство хочет, чтобы его действия и цели были понятны, следует вести работу по их публичному разъяснению. Власти должны сделать это ради своих сограждан, ради исправления имиджа своей страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" вернуло внимание власти к "умному голосованию"

"Яблоко" вернуло внимание власти к "умному голосованию"

Иван Родин

Атакуя навальнистов, партия Явлинского отдает политические долги

0
1161
Зорькин встал на сторону оперативников

Зорькин встал на сторону оперативников

Екатерина Трифонова

По решению Конституционного суда, возвраты заключенного в СИЗО не влияют на длительность срока

0
1281
Повышение налогов не решило проблему лечения детей

Повышение налогов не решило проблему лечения детей

Анатолий Комраков

Родители пытаются собрать сотни миллионов рублей на дорогие лекарства

0
1065
На фоне пандемии Россия недосчиталась почти миллиона пенсионеров

На фоне пандемии Россия недосчиталась почти миллиона пенсионеров

Анастасия Башкатова

Причины "исчезновения" пожилых граждан занесут в справочную таблицу

0
1949

Другие новости

Загрузка...