В марокканской Касабланке прошла демонстрация против насилия в Газе. Фото Reuters
Совет Безопасности (СБ) ООН в понедельник утром на экстренной встрече высказался в пользу немедленного гуманитарного прекращения огня без предварительных условий в Газе для оказания срочной помощи гражданскому населению. Между тем в Вашингтоне, дипломатические усилия которого на прошлой неделе провалились, перешли к плану В и рассчитывают, что череда небольших передышек в конечном счете приведет к долгосрочному перемирию. Впрочем, пока мотивов для того, чтобы прекратить боевые действия, нет ни у одной из сторон.
СБ ООН высказался за «полный мир, основанный на видении региона, при котором два демократических государства, Израиль и Палестина, живут бок о бок в мире и безопасности с границами, признанными согласно резолюции 1850 Совета Безопасности (2008 года)».
Для начала Совбез предложил организовать гуманитарное перемирие на период трехдневного празднования Ид аль-Фитра (Ураза-байрама), чтобы затем прийти к долговременному перемирию, основанному на египетской инициативе. Напомним, с ней 14 июля выступил президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сисси, предложив Каир в качестве переговорной площадки.
Параллельно дипломатические усилия предпринимает Вашингтон. В воскресенье президент США Барак Обама позвонил премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху и выразил озабоченность растущим числом жертв среди мирных жителей, призвав к немедленному и безоговорочному прекращению огня по плану Египта. Обама подчеркнул важность «обеспечения безопасности Израиля, защиты гражданского населения, облегчения гуманитарного кризиса в Газе и установления устойчивого прекращения огня, которое позволило бы палестинцам в Газе вести нормальную жизнь, а также отвечало бы задачам долговременного развития Газы и ее экономическим потребностям, одновременно укрепляя Палестинскую автономию».
Операция «Несокрушимая скала» идет уже три недели, за это время погибло около 1,1 тыс. человек, включая 43 солдат ЦАХАЛа и трех мирных израильтян. Попытки госсекретаря США Джона Керри усадить стороны за стол переговоров провалились, в выходные он вернулся в Вашингтон. Так что никаких знаков возможного мира, кроме нескольких коротких периодов одностороннего прекращения огня, пока нет. Последнее из них ХАМАС объявил в воскресенье, по случаю Ид аль-Фитра, оно должно было начаться в 14.00 и действовать 24 часа. Однако Нетаньяху обвинил боевиков в нарушении собственного режима прекращения огня и в продолжившемся запуске ракет с территории Газы, на которые Израиль отвечал авиаударами. И хотя в понедельник огонь с обеих сторон ослаб, ЦАХАЛ заявил о готовности продолжать операцию столько, сколько потребуется.
По данным New York Times, в американской администрации в качестве плана В рассматривается вариант, при котором следующие друг за другом периоды прекращения огня проложат путь переговорам о долгосрочном перемирии. Трудности, с которыми столкнулся Вашингтон на Ближнем Востоке, понятны. Израиль обнаружил в Газе гораздо более развитую и совершенную сеть туннелей, чем ожидал, и по его территории впервые наносятся удары ракетами столь большого радиуса действия, так что Тель-Авив заинтересован в том, чтобы как следует нейтрализовать возникшие угрозы. Вторая причина – отсутствие посредника, который имел бы прямой выход на обе стороны. Египет считает ХАМАС, палестинский филиал «Братьев-мусульман», своим врагом, по причине чего Катар и Турция негативно относятся к Каиру и не хотят активно действовать в рамках его инициативы.
Что касается самого движения ХАМАС, то для него ставки высоки как никогда. С момента последней операции Израиля в 2012 году («Облачный столп») оно оказалось в политической изоляции, потеряв таких стратегических союзников, как Сирия, Иран, «Хезболлах» и особенно Египет. Кроме того, ХАМАС ослаб еще и в силу борьбы между политическим и боевым крыльями, между лидерами и кланами. Так что движению больше нечем поддержать свой авторитет, кроме как добиваясь снятия блокады без уступок противнику. «Это по-настоящему переломный момент; для ХАМАС стоит вопрос: быть или не быть, – считает эксперт Университета Аль-Кудс (Восточный Иерусалим) Закария аль-Как. – Если они не добьются того, что обещали, то их положение будет таким же, как у проколотого воздушного шарика».
Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский в интервью «НГ» отметил, что непримиримая антиизраильская позиция ХАМАС, кроме прочего, связана с тем, что движение должно чем-то отличаться от ФАТХ – законной структуры, которую признают Израиль и мировое сообщество. ХАМАС всегда презирал Организацию освобождения Палестины (ООП), для него Ясир Арафат в лучшем случае был капитулянтом, а в худшем – предателем, потому что в 1989 году признал существование Израиля, заставив вычеркнуть из хартии ООП пункт о том, что она отвергает раздел Палестины, а значит и решение Генассамблеи ООН 1947 года о создании еврейского государства. «Второе противоречие между ХАМАС и ООП в том, что и Арафат, и Махмуд Аббас – светские политики, лишенные стремления к созданию Исламского государства, – сказал эксперт. – Поэтому для ХАМАС ФАТХ – это чужие люди вдвойне. Движение хочет показать, что на фоне соглашенцев из ФАТХ оно является единственным борцом».