Главные изменения ждут «Аль-Холь» – лагерь, который долгое время функционировал в провинции Хасеке как месте содержания бывших членов террористической группировки и их родственников. Фото Reuters
Правительство переходного периода Сирии примет к себе семьи боевиков «Исламского государства» (ИГ) (признано в России террористическим и запрещено), которые долгое время содержались в специальных лагерях на северо-востоке страны. Такой договоренности Дамаск достиг с контролирующими этот регион курдскими формированиями. Сделка предполагает программу социальной реабилитации людей, некогда напрямую связанных с ИГ, но может и сыграть на руку вербовщикам группировки.
О том, что с Дамаском достигнута договоренность о расселении лагерей на северо-востоке, объявили Демократические силы Сирии (ДСС) – военный альянс, контролируемый курдами. По условиям сделки, главные изменения ждут «Аль-Холь» – лагерь, который долгое время функционировал в провинции Хасеке как место содержания бывших членов ИГ и их родственников. Дамаск готов эвакуировать прежде всего тех сирийцев, которые ранее проживали в районах республики, находившихся под военным и политическим контролем правительства во главе с экс-президентом Башаром Асадом. В ДСС подчеркнули: речь идет о программе социальной реабилитации, которая должна будет дерадикализовать жителей лагеря и вернуть их к нормальной жизни.
Курдские формирования будут работать с Дамаском в рамках специального совместного механизма, но в ДСС уже подчеркнули: управление лагерем «Аль-Холь» останется исключительной прерогативой курдских формирований. Еще в марте командующий ДСС Мазлум Абди официально заключил с президентом переходного периода Сирии Ахмедом аш-Шараа соглашение об интеграции курдского региона в постасадовскую Сирию, в том числе со всеми гражданскими и военными объектами. Но разгоревшиеся с тех пор кровопролитные столкновения в различных районах, компактно населенных этноконфессиональными меньшинствами, заставили ДСС немного притормозить со сближением и заявить о необходимости федерализации для всей страны.
Нынешняя сделка – результат личных переговоров между аш-Шараа и президентом США Дональдом Трампом, которые состоялись в Саудовской Аравии 14 мая. На это указывают комментарии посла США в Турции Томаса Баррака. Недавно дипломат заявил, что решение Вашингтона снять все санкции с Дамаска будет отвечать основной цели – «окончательному разгрому ИГ» – и «даст сирийскому народу шанс на лучшее будущее». Из его заявления следует, что Дамаск предпринял определенные меры по изгнанию из страны иностранных боевиков, некогда сражавшихся с аш-Шараа плечом к плечу в составе группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, признана в России террористической и запрещена), и борьбе с ИГ.
«Аль-Холь» был признан американской разведкой как настоящий кластер для развития нового поколения джихадистов. Курдским силам не хватало ресурсов на обеспечение надлежащего контроля за содержавшимися в лагере сирийцами, которые, как принято считать, продолжали симпатизировать ИГ, в то время как у представителей глобальной коалиции, возглавляемой США, не было стратегии для их реабилитации. В эпоху экс-президента США Джозефа Байдена Белый дом прорабатывал план по частичному расселению жителей этого объекта, чтобы снизить риски глубокой инфильтрации террористических элементов, но некоторые страны, откуда происходили жители лагеря, не хотели принимать у себя потенциальных «спящих» боевиков.
Иракцы и сирийцы составляют значительную часть из почти 40 тыс. связанных с ИГ людей, которые содержатся в «Аль-Холе» с момента разгрома территориального ядра этой джихадистской группировки в 2019 году. Ирак в последние годы разработал механизм приема этих людей с последующей социальной реабилитацией. Такая же программа действует в регионе, который находится под фактическим контролем курдских формирований. Неизвестно, что принципиально нового готово предложить с этой точки зрения переходное правительство Сирии, которое само пришло к власти 8 декабря 2024 года на волне мощной наступательной операции исламистских группировок, некогда тесно сотрудничавших с «брендами» глобального джихада.
Известно, что ИГ долгие годы вело активную пропагандистскую кампанию среди тех людей, которые населяют «Аль-Холь», апеллируя к чувству обиды за близких, устраненных в рамках войны с ИГ, и необходимости реванша.
Стоит заметить, что с того момента как Трамп и аш-Шараа провели историческую беседу в Эр-Рияде, договорившись о сотрудничестве, всю мощь своей пропагандистской машины сторонники «халифата» направили на личность президента переходного периода Сирии. Террористическая организация назвала аш-Шараа «предателем ислама», заигрывающим с враждебными западными государствами.
В качестве меры противодействия сирийскому правительству ИГ призвало членов новой сирийской армии, некогда участвовавших в боях против Асада в составе различных радикальных формирований, дезертировать и примкнуть к ИГ, которое, как принято считать, сохраняет в своих руках один из важнейших форпостов в районе слабо охраняемой Сирийской пустыни. Не исключено, что такой же клич будет брошен и тем, кого Дамаск попытается вернуть в нормальную жизнь после возвращения из лагерей. Западные исследовательские центры, занимающиеся мониторингом террористических угроз, указывают, что в ряде тюрем по всей Сирии содержатся вполне боеспособные представители боевого крыла группировки, в прошлом якобы отошедшие от дел.