Бойцы Корпуса стражей исламской революции обещают расширить фронт сопротивления политике Израиля. Фото Reuters
Перспектива возвращения санкций Совета Безопасности (СБ) ООН, снятых по условиям ядерной сделки 2015 года, вынудила Иран просить США о новом раунде переговоров. По данным оппозиционных Тегерану телеканалов, руководство Исламской Республики как минимум 15 раз направляло Вашингтону сигналы о готовности возобновить диалог, прерванный из-за 12-дневной войны. Однако администрация президента США Дональда Трампа отказалась разговаривать. Вашингтон и европейские столицы, похоже, сейчас сходятся во мнении, что Тегеран должен столкнуться с комплексным давлением.
О том, что Тегеран пытался как минимум 15 раз связаться с администрацией Трампа, рассказали источники Iran International – оппозиционного спутникового телеканала, вещающего из Великобритании. По их словам, власти Ирана пытались сообщить США о своем намерении вернуться к двустороннему переговорному процессу, который был прекращен после того, как Израиль в ночь на 13 июня инициировал полномасштабную операцию против Ирана. Кроме того, по этим данным, Иран волновало то, как можно предотвратить активизацию «снэпбэка» – механизма возвращения комплексных санкций СБ ООН против разных секторов иранской экономики, снятых по условиям ядерной сделки 2015 года – Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД).
Страны «евротройки» (Великобритания, Германия и Франция) инициировали запуск «снэпбэка» 28 августа. «В результате действий Ирана и в соответствии с параграфом 11 резолюции СБ ООН 2231 от 2015 года Франция, Германия и Соединенное Королевство сегодня решили уведомить СБ о том, что, как мы полагаем, Иран существенно не выполняет свои обязательства по СВПД, что должно привести к задействованию механизма «снэпбэк», – говорится в совместном заявлении трех европейских государств. – Мы используем 30-дневный период (перед фактическим запуском механизма. – «НГ») для продолжения взаимодействия с Ираном по нашему предложению о продлении (вывода из-под санкций. – «НГ») или для любых серьезных дипломатических усилий».
В свою очередь, Министерство иностранных дел Ирана назвало решение «евротройки» вернуть санкции СБ ООН «провокационной и неоправданной эскалацией» и пообещало ответить «соответствующим образом».
То, что Тегеран готов вернуться к «ядерным» переговорам с Вашингтоном, иранские официальные лица в последние недели говорят вполне откровенно. «Исламская Республика Иран еще раз указывает на свою приверженность конструктивному дипломатическому взаимодействию, направленному на достижение нового соглашения, – заявил министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи в своем письме, адресованном генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу. – Соглашения, которое при соблюдении прав Ирана согласно Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) будет учитывать все опасения сторон, включая жестокие санкции, направленные против благополучия иранского народа».
Однако, как утверждают источники Iran International, теперь администрация Трампа преднамеренно игнорирует подобные сигналы, что, вероятно, означает ее готовность к новой эскалации с Ираном.
Если санкции СБ ООН против Исламской Республики, снятые в 2015 году, действительно будут введены повторно, то это заденет финансовый, банковский, энергетический и оборонный сектора Исламской Республики. Министерство разведки Ирана даже предупреждало правительство в своих внутренних уведомлениях, что восстановление рестрикций СБ ООН может спровоцировать социальный взрыв – по аналогии с протестами 2022–2023 годов, когда иранцы вышли на улицы, протестуя против смерти молодой курдянки Махсы Амини от рук полиции нравов.
При этом если «снэпбэк» будет активирован, то на одном из этапов против Тегерана могут вернуться и другие санкции, например, те, которые были введены на уровне Европейского союза. Об этом упомянул недавно министр по делам Европы и иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро. «Что теперь? Начнется 30-дневный период, после истечения которого эти санкции будут вновь введены, а на втором этапе могут быть вновь введены и европейские санкции, если, конечно, Иран в течение этих 30 дней не согласится на действия, о которых мы ему очень четко заявили. В этом случае мы могли бы рассмотреть возможность отсрочки введения этих санкций. Дверь для дипломатии остается открытой», – подчеркнул французский дипломат.
Эти обстоятельства не могут не повышать в то же время вероятность и силового сценария, о котором Тегеран не раз предупреждал своих противников после 12-дневной войны. В Исламской Республике уже жестко отреагировали на недавнее убийство Израилем председателя сформированного йеменскими хуситами правительства Ахмеда Галеба аль-Рахави. Корпус стражей исламской революции (КСИР) – влиятельная в Иране военно-политическая организация – заявил, что израильские действия «усилят гнев и расширят фронт сопротивления (неформальный клуб лояльных Ирану государств и военизированных движений, к которой относятся в том числе йеменские повстанцы. – «НГ»)».
В Тегеране утверждают, что теперь у него больше возможностей в оборонной сфере, чтобы дать ответ нападающим. Другой вопрос, захотят ли его противники проверить это.