Глава правительства Франсуа Байру предупредил депутатов, что его отставка не пойдет стране на пользу. Фото Reuters
Правительство премьер-министра Франции Франсуа Байру собирается в отставку. На момент подписания номера голосование по вопросу о вотуме доверия главе кабмина в парламенте страны хоть и назначено, но еще не проведено. Однако большинство фракций уже заявили, что отказываются поддержать Байру. Это следствие провала попыток правительства договориться с оппозицией по новому бюджету страны, в котором предусмотрено снижение госрасходов на 44 млрд евро. Провал сделал отставку Байру вопросом времени.
Еще на прошлой неделе СМИ страны писали, что план премьера провести голосование по вотуму доверия, тем самым заручившись поддержкой парламента для принятия бюджета, не будет выполнен. Для самого Байру это не стало трагедией. «В жизни бывают катастрофы и похуже падения правительства», – сказал политик в пятничном интервью для радио RTL.
Возможно, на готовность Байру к неутешительному итогу голосования повлияло и то, что судьба правительства была предрешена давно. За недолгое время, прошедшее с его назначения на должность (всего восемь месяцев), он и президент Эмманюэль Макрон успели перейти дорогу всем оппозиционным политическим партиям.
Всего в парламенте Франции можно выделить три основные фракции. Первая – правительственная, которую составляют центристские партии «Вместе за республику», «Республиканцы», «Горизонты» и «Демократическое движение». Вторая – коалиция левых сил. В нее входят «Непокоренная Франция» Жан-Люка Меланшона, социалисты, «зеленые» и несколько других более мелких партий. Третья – фракция ультраправой партии «Национальное объединение» во главе с Марин Ле Пен.
Учитывая, что у правительственных сил нет большинства ни в нижней, ни в верхней палатах, а сама оппозиция состоит из партий разного политического толка, договориться со всеми изначально не представлялось возможным. Социалистическую партию и ее лидера Оливье Фора не устроили сокращения социальной поддержки и пенсионная реформа, которая начала реализовываться с этого месяца. Пенсионный возраст будет постепенно повышаться с 62 до 64 лет и французы будут дольше выплачивать пенсионные взносы. Ультраправые же давно выражали недовольство слишком мягкой, по их мнению, миграционной политикой. Не устраивают Ле Пен и ее сторонников и высокие цены на топливо.
Байру пытался запугать оппозицию и французов тем, что, если не сократить бюджетные расходы, страну ждет катастрофа. Но безуспешно. Теперь Макрон оказался в крайне невыгодном положении, пусть ему самому как президенту ничего не угрожает – оснований для начала процедуры импичмента нет. Провал очередного правительства подчеркивает шаткость его курса и ошибки в государственном управлении. Предшественник Байру Мишель Барнье продержался на посту премьера всего 90 дней. Вотум недоверия ему вынесли после досрочных выборов. По их результатам правительственная коалиция потеряла 86 мест.
Ситуация для Макрона тупиковая. Назначение нового премьер-министра не поможет принять план бюджета. Досрочные парламентские выборы, возможность проведения которых глава государства пока отвергает, скорее всего приведут только к ухудшению положения сторонников президента в нижней палате. Французские органы власти оказались скованы политическим противостоянием трех фракций, что стало причиной снижения доверия к Макрону и центристским партиям. На этом фоне растет поддержка ультраправых: Ле Пен и ее «Национального объединения». Она сама не имеет права занимать государственные посты из-за вступившего в силу приговора по делу о мошенничестве. Но кандидатом на президентских выборах 2027 года может стать председатель партии Жордан Барделла. У него хорошие шансы на победу, если, разумеется, за два года в стране ничего не изменится.
Макрон поставил перед правительством чрезвычайно сложную задачу, считает профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО Евгения Обичкина. «Президенту обязательно нужно сэкономить около 40 млрд евро, чтобы выполнить требование Евросоюза, согласно которому дефицит госбюджета не должен превышать 3,5% ВВП. Сейчас этот показатель у Франции почти в два раза выше: 6% ВВП. В то же время президент обещал к концу своего срока вдвое увеличить оборонный бюджет. Возникает противоречие между задачами, которые диктуются членством страны в ЕС, и обещаниями Макрона», – сказала эксперт в комментарии «НГ». Увеличение оборонных расходов обусловлено не только амбициями президента, рассчитывающего сделать Францию политическим лидером Европы, но и требованиями НАТО. Обичкина отметила, что любому правительству было бы нелегко достичь поставленной Макроном цели, особенно если учесть, что проект бюджета должен быть принят в течение осени.
Предложения Байру упразднить два государственных праздника и сократить социальные расходы не находят поддержки в обществе, впрочем, как и увеличение трат на оборону. «Необходимость экономии власти объясняют российской угрозой. Однако большинство французов считают главной угрозой не РФ, а исламских радикалов. Все-таки в их понимании Россия достаточно далеко, а вот проблема религиозного экстремизма существует внутри страны», – говорит Обичкина. По ее мнению, причина хронической неустойчивости французского правительства – это особенности правления нынешнего президента. «Макрон необычен тем, что у него нет никакой социальной базы: ни мощной партии с какой-то историей, ни массового электората, который разделяет его идеи. У него есть пул сторонников, сплоченных, энергичных, очень эффективных. Но это функционеры президентской команды, а не люди из народа. Это было с самого начала его правления и сохраняется до сих пор», – объясняет эксперт.
Обичкина также исключила смену внешнеполитического курса страны из-за отставки Байру. «Внешнюю политику определяет не премьер, а президент. Какие-то трансформации произойти могут, но они будут связаны с изменениями международной обстановки и необходимостью на них реагировать, а не со сменой правительства», – считает она.