Дональд Трамп заговорил о введении против России второй и третьей фаз санкций, не объяснив, что имеет в виду. Фото Reuters
Делегация Евросоюза во главе с представителем ЕС по вопросам санкций Дэвидом О’Салливаном направилась в понедельник, 8 сентября, на переговоры в Вашингтоне. Их цель – скоординировать усилия по санкционному давлению на РФ. Делегация прибыла после того, как президент США Дональд Трамп сообщил, что готов к тому, что он назвал «второй фазой» антироссийских санкций. Первой он считает свою попытку заставить Индию отказаться от российской нефти. В тот же понедельник лидеры стран БРИКС (в том числе Владимир Путин) обсуждали, как реагировать на действия США.
О намеченных на понедельник и вторник переговорах О’Салливана в Вашингтоне сначала сообщили информационные агентства, ссылаясь на анонимные источники. 8 сентября ту же информацию подтвердил на брифинге в Брюсселе официальный представитель Еврокомиссии Олаф Гилл.
«На данный момент мы не будем раскрывать более подробную информацию», – заявил он. Из прочего сказанного им на брифинге можно сделать вывод, что Еврокомиссия приступила к подготовке санкционного пакета, очередного для ЕС и первого совместного с США за время каденции Трампа.
О’Салливан засобирался в Вашингтон именно после того, как американский президент ответил «да» на вопрос, готов ли он перейти ко «второй фазе санкций» против РФ. Видимо, памятуя о том, как переменчив Трамп в своих утверждениях, европейцы поспешили поймать его на слове и как можно скорее договориться о совместном санкционном ударе по России, которых было так много во время прошлой администрации Белого дома и не было ни одного при нынешней.
«Вторые и третьи фазы санкций» – загадочные фразы, брошенные недавно президентом США. Трамп не расшифровал, что имел в виду. Он ограничился лишь разъяснением, что первой фазой следует считать повышение тарифов на поставляемые в США индийские товары с целью заставить Индию отказаться от закупок российской нефти. Эти повышенные тарифы Трамп прямо назвал штрафом за поддержку РФ. По его задумке, Индия, поставленная перед необходимостью выбирать между доступом к американскому рынку и выгодой от перепродажи нефтепродуктов из российского сырья, выберет первое. РФ лишится важного рынка сбыта, доходы российского бюджета уменьшатся, соответственно и возможностей для противостояния Украине у Кремля станет меньше. В результате Трамп сможет усадить обе стороны за стол переговоров и добиться наконец прекращения российско-украинского конфликта.
Если его план удастся, это будет еще и очередное подтверждение, что реальные цели затеянной им тарифной войны практически со всем миром отличаются от заявленных. Трамп хочет не только выровнять реальный или мнимый дисбаланс во внешней торговле США, но и использовать угрозу отлучения от американского рынка как способ воздействия на политику тех или иных стран. В связи с этим показателен пример Бразилии. Эта страна покупает в США много больше, чем продает. Тем не менее Трамп обложил ее товары пошлинами в 50%, нисколько не скрывая, что таким образом собрался повлиять на решение бразильского суда по делу бывшего президента страны Жаира Болсонару. Этому другу, партнеру по игре в гольф и политическому единомышленнику американского президента грозит крупный тюремный срок за попытку государственного переворота. Возмущенный столь явным и грубым вмешательством во внутренние дела его страны, президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва настоял на проведении дистанционных переговоров стран БРИКС. Переговоры длились два часа, по их итогам не было никаких заявлений. Поэтому пресса не узнала, договорились ли лидеры стран БРИКС о какой-либо совместной реакции на тарифное давление Трампа. Если действительно договорились, то это будет первый пример такого рода в истории данного объединения.
А антироссийские санкции, если о них ЕС и США договорятся, будут далеко не первыми. Евросоюз примет уже 19-й санкционный пакет. Агентство Reuters утверждает, что Еврокомиссия намерена внести в него ограничения против банков двух стран Центральной Азии. Якобы соответствующие предложения будут подготовлены к пятнице, 12 сентября. Если так и произойдет, подтвердится расхожее утверждение, что все санкции, которые Запад мог ввести против РФ без кардинального ущерба себе, уже введены. Остались только частности, вроде пополнения черного списка физических и юридических лиц, и фактор времени. По опыту других стран (Ирана, Ирака, Кубы, Венесуэлы и т. д.) можно сделать вывод, что действие санкций наиболее разрушительно не в краткосрочной, а в долгосрочной перспективе. Те, против кого они введены, в итоге лишаются возможности для полноценного развития своей экономики, в том числе ее оборонных отраслей. На этот эффект, видимо, и рассчитывают в Брюсселе и Вашингтоне.