0
142
Газета Поэзия Печатная версия

10.12.2025 20:30:00

В глазах у кошки седьмое небо

Создание сказки по собственным правилам

Тэги: поэзия, сказки, свобода


поэзия, сказки, свобода С годами приходит умение быть и рыцарем, и драконом, и рассказчиком. Кадр из фильма «Сердце дракона». 1996

Поэтическая книга Стефании Даниловой «Синим пламенем гори» – о взаимности, трансформации разрушительной природы в созидательную, взрослении и свободе. Во многом это психологическая, даже дидактическая вещь под маской лирической и нарративной поэзии. Название отсылает, по словам самой Стефании, к волшебному огню мистики и мифа, который делает нашу ежедневную жизнь многодонной и захватывающей. Противники сказочно-фольклорной линии в «серьезной» литературе называют подобное проживание эскапизмом, поклонники – расширением сознания. Сказка, самый древний и общенародный вид литературы, остается хранительницей уроков, опыта, подсказок, указателей – и здесь соблюдается это правило. Лирическая героиня книги проходит через счастливый, но непростой период жизни: становление себя как родителя, воспитателя, старшего человека в семье. Она больше не может позволить себе роскошь жалеть себя, тасовать обиды прошлого и мечтать о мести недоброжелателям. Потому что действительность требует от нее выхода из подросткового неприятия, силы духа, материнства и покровительства, умения самой быть и рыцарем, и драконом, и рассказчиком, открывающим перед младшим поколением мудрость прошлого. Пусть в ее жизни было много нерадостного, однако теперь она приняла решение быть счастливой, чтобы построить собственную реальность по своим правилам, свою сказку, в которую не войдет стороннее зло.

В чем-то это красивая история про принятие себя и последующую чудесную трансформацию, превращение из гадкого утенка в лебедя или из жабы в принцессу. Идеальный сценарий психологической дороги от бесконечных, но бессмысленных усилий – к финальному пересмотру направления и своего местоположения. Путь внутренний, а не внешний – именно то, что чаще рекомендуют канонические психологи, однако у автора, а не у самой героини лирики он, разумеется, сопряжен и с протяженной внешней «дорогой к дому». Его пришлось построить самой, создав и место силы, и собственную волшебную башню. Но не стоит слишком утяжелять себя приземлением и новой социальной ролью, потому за жизненной концепцией героини порой просвечивает цветаевское обманно-легкомысленное «Шоколадом лечить печаль / И смеяться в лицо прохожим»:

Что было не было, подытожу и брошу мятой листвой к ногам.

Патентов нет, но инсультов тоже. Все несерьезно, хвала Богам.

Так хороша лишь к обеду ложка. А я истратила век на блажь.

Мне под колени вползает кошка – сегодня я для нее шалаш.

Кому все время чего-то недо… Земля квадратна, стакан пустой…

В глазах у кошки седьмое небо.

Мне в нем достаточно быть звездой.

46-15-11250.jpg
Стефания Данилова.
Синим пламенем гори.– М.:
Издательство РСП, 2025. – 224 с.
Мотивационное начало книги, приправленное дидактическими зернышками, преобладает над лиризмом и собственно песенной и поэтической стихией. Перед нами своего рода сплав жанров, хотя и в привычной силлабо-тонической форме. Как в Средние века в рифму оформлялись и учебник, и трактат, и роман, и канцона, так Стефания объединяет, синтезирует различные источники и жанры, образуя единое полотно гипертекста. Ее новаторство не граничит с постмодерном, где цель именно в пестроте и эклектике, напротив, в сущности это традиционная книга с воспеванием семьи, уюта, микрокосма домашнего очага, символа женского пространства – кошки, доброй сказки и нравственных ценностей. Мы слышим сказку о жадном короле, который был наказан немотой за сребролюбие. Притчу о девушке, которая всем помогала и сражалась с судьбой, но никак не могла обрести личное принятие в большом мире и потому стала создавать мир собственный. Историю о герое, который «был рожден героем», но втайне уже давно не хочет быть персонажем Игры, где роль выбирал не он. Конечно, истоки сказочно-притчевого начала, лежащего в основе концепции книги, мы видим еще в предыдущих «Москвариантах». Переход лирики в эпос и нарратив, песни в дидактику, романтизма в традиционное мировидение – достаточно распространенный путь поэта, вспомним хотя бы Ольгу Фокину.

С годами – к лучшему или нет – свобода заменяется ответственностью, мечта – реальностью, познание мира – его созиданием. Однако у автора приобретение одного не означает потери предыдущего. Волшебство и тайна присущи не только драматической юности с ее детскими травмами, отверженностями, тщетными попытками стать лучше, лучше, лучше – когда альтернативный мир воспринимается как способ убежать от ранящей действительности, от невозможности обрести себя в сообществе. В зрелости сказка и магия рождаются, напротив, от наполненности и состоятельности, а не от дефицита. Это история-путеводитель, история-маяк, которую создает из желания направить, помочь, дать надежду состоявшийся в жизни, нашедший свое место человек: автор хочет сотворить собственный миф и оставить частичку мудрости и света потомку. Причина, по которой рождается волшебство, – не бегство от своей боли, а переосмысление приобретенного мира прошлого, потребность продолжить традицию.

Если завтра не будет, 

я его напишу

стихотворением, чтобы 

осталось жить.

Я подарю листу и карандашу

дрожь в тонких пальцах, 

дальние рубежи.

И не важно совсем, ты ко мне

 или я к тебе:

ты же там не навечно, как, 

впрочем, здесь и я.

Я срифмую с тобой Вьетнам, 

Сингапур, Тибет,

синеву небосвода, только ты 

в нем сияй.

Разумеется, такое издание от лауреата всероссийских премий, преподавателя Российского университета дружбы народов может быть встречено читателями неоднозначно, названо «недостаточно серьезным», «чтением для психологических подростков». Потому что «взрослые люди» не летают на драконе. Но позвольте заметить, что, говоря о серьезном читателе, мы нередко обращается к почти вымершему виду «остатков более развитой цивилизации». А новый еще не сформирован, и каким он будет, зависит в том числе и от авторов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


В песне должна быть драматургия

В песне должна быть драматургия

Татьяна Печегина

Елена Камбурова о нехватке наивности, поэзии Булата Окуджавы как системе координат и любви к животным

0
1512
Поэма без слов. К 130-летию со дня рождения Сергея Есенина

Поэма без слов. К 130-летию со дня рождения Сергея Есенина

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

0
629
Это я – человек-невеличка

Это я – человек-невеличка

Дмитрий Нутенко

0
524
Танцующая на столе

Танцующая на столе

Юрий Цветков

К 50-летию со дня рождения поэтессы, критика и культуртрегера Елены Семёновой

0
3977