Уже на первом заседании суда Родриго Дутерте чувствовал себя плохо, поэтому подключился к процессу дистанционно. Фото Reuters
Международный уголовный суд (МУС) выдвинул обвинения против бывшего президента Филиппин Родриго Дутерте. Его будут судить за преступления против человечности. Так как Дутерте арестовали и препроводили в Гаагу, он рискует стать одним из немногих государственных деятелей, которых МУС смог осудить, а не обвинить заочно. Правда, и в его случае приговора может не быть. Дутерте уже 80 лет, и по состоянию здоровья он не способен присутствовать на заседаниях, что рискует завести разбирательство в тупик.
Нынешний подсудимый Гаагского суда возглавлял Филиппины с 2016 по 2022 год. До этого с 2013 по 2016 год он был мэром города Давао, который расположен в южной части страны. По версии прокуратуры МУС, преступления против человечности Дутерте совершал и в бытность мэром, и в бытность президентом. С марта 2025 года бывший президент находится в Гааге, в следственном изоляторе. Его задержали на Филиппинах, когда он прилетел из Гонконга, и затем передали МУС.
Причиной расследования стала кампания по борьбе с наркобизнесом, которую Дутерте начал еще во времена управления Давао. Всего за годы его присутствия во власти без суда и следствия были убиты тысячи человек. Это либо наркоторговцы, либо наркоманы, либо те, кого полицейские и Дутерте считали таковыми. Обвинения в жестокости в адрес властей Филиппин звучали от лидеров стран ЕС, тогдашних генсека ООН Пан Ги Муна и президента США Барака Обамы.
Дутерте парировал все претензии в свой адрес ссылкой на то, что борьба с наркоторговцами и наркоманами была стране действительно необходима. В 2009–2014 годах Филиппины входили в первую пятерку государств – транзитеров кокаина из Латинской Америки. В Юго-Восточной Азии страна стала одним из крупнейших рынков метамфетамина. Ужесточение законодательства на Филиппинах в отношении запрещенных веществ началось еще в начале 2000-х, до того как Дутерте начал поход во власть. Так, согласно принятому в нулевых закону, хранение 10 г героина и 50 г метамфетамина каралось смертной казнью.
Ожидая, что дело может дойти до международного расследования, Дутерте в 2018 году распорядился подать уведомление о выходе Филиппин из-под действия МУС. Однако там заявили, что суд сохраняет юрисдикцию в отношении преступлений, совершенных в период с 2011 по 2018 год. В 2011 году Филиппины ратифицировали Римский статут – правовой документ, на основании которого действует МУС.
Официальное расследование началось в 2021 году и охватило период, когда, как предполагает следствие, было совершено наибольшее количество преступлений в рамках войны с наркобизнесом. Теперь, согласно обнародованному заявлению МУС, Дутерте вменяются три пункта. Согласно первому, он причастен к убийствам 19 человек, совершенным в период, когда он был мэром Давао. Второе и третье обвинения касаются уже президентства Дутерте. Якобы в 2016 и 2017 годах с его санкции были совершены 14 убийств так называемых «особо важных преступников». Еще 43 человека распоряжением президента «ликвидировали» в период с 2016 по 2018 год. Речь идет только о тех преступлениях, где, как утверждает прокуратура МУС, против Дутерте есть прямые улики. Филиппинские СМИ, ссылаясь на данные полиции, сообщали о том, что в годы его президентства были убиты почти 5 тыс. человек. Филиппинские и международные активисты утверждают, что число жертв может доходить до десятков тысяч.
Обвинения были выдвинуты накануне запланированного выступления Дутерте в МУС. Однако заседание отложили. Связано это с тем, что Дутерте уже 80 лет, и заточение негативным образом сказывается на его здоровье. Адвокат бывшего главы государства Николас Кауфман заявил, что его клиент не может предстать перед судом «из-за когнитивных нарушений». На первом слушании весной Дутерте даже не находился в зале лично – говорил по видеосвязи, и то с трудом. На том заседании его интересы защищал Сальвадор Медиальдеа.
Если Дутерте не сможет присутствовать на слушаниях, разбирательство по делу не сможет начаться: по уставу МУС, явка обвиняемого обязательна. Для того чтобы дело продвинулось дальше, экс-президент должен отказаться от права находиться на заседаниях. Однако вряд ли защита Дутерте позволит этому случиться.
За освобождение бывшего президента борется его дочь Сара Дутерте. После того как ее отец стал президентом, она «унаследовала» его место главы Давао, а в 2022 году стала вице-президентом. С начала года она совершила 11 зарубежных поездок. Три из них были в Гаагу. Большая часть остальных визитов Сары Дутерте совершена в страны региона, в том числе в Японию и Австралию, где вице-президент посетила митинги в поддержку освобождения своего отца. Сообщается, что она пыталась договориться о временном освобождении бывшего президента, с условием, что он будет находиться за пределами Филиппин.
Сара и сторонники ее отца считают, что расследование против Дутерте политически мотивировано. По их словам, МУС – это инструмент нынешнего президента Фердинанда Маркоса – младшего, который пришел к власти в 2022 году и является сыном диктатора Фердинанда Маркоса – старшего (тот руководил страной с 1965 по 1986 год).
Дутерте неоднократно критиковал Маркоса – младшего после того, как тот стал президентом. В настоящее время уже Сара Дутерте утверждает, что «злоупотребления и коррупция» стали «лицом правления» нового главы государства. В безудержном казнокрадстве и создании культа личности обвиняли и Маркоса – старшего, чье имя одно время было нарицательным для обозначения диктатора-клептократа. Сара Дутерте уверена, что нынешний филиппинский лидер сговорился с МУС именно из-за критики со стороны ее отца.
Теперь борьба за освобождение Родриго Дутерте стала для нее политическим, а не семейным делом. Для вице-президента признание ее отца виновным может обернуться падением популярности и, как следствие, стать концом карьеры. Проиграет не только Сара Дутерте, но и весь ее влиятельный в политике и экономике Филиппин клан. А выиграет семейство Маркосов.