17 января. "Куклы". Премьера (фестиваль "Лики любви"), Дом кино. С 23 января. Прокат, кинотеатры "Ролан", "Пять звезд".
Такеши Китано ничего не получил на Венецианском кинофестивале за свой последний фильм "Куклы". Ничего, кроме потока слез и грома аплодисментов восхищенных зрителей.
Китано - самый молодой из триумвирата классиков японского кинематографа Куросава-Осима-Китано, самый известный киноякудза всех времен и народов, экранный партнер Дэвида Боуи по фильму Нагисы Осимы "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс", актер, режиссер, художник, сценарист etc.
"Поставить Китано в нашу конкурсную программу, - сказал Сергей Лаврентьев, директор программ фестиваля "Лики любви", - было бы, скажем так, немного дерзко. Мэтр все-таки". И картина проходит в программе "Специальное событие", вне конкурса.
"Куклы" отличаются от всех предыдущих фильмов режиссера, до того непременно воспевавшего в своих картинах скромное обаяние японской мафии и чувство долга яростных охранников японского правопорядка. "Куклы" исключительно "про любовь". Хотя без якудзы, смерти, ран и крови тоже не обошлось.
Кроме любви, три новеллы связывают между собой стилистика традиционного театра Бунраку, костюмы мэтра от кутюр Йоджи Ямамото (они поначалу даже испугали режиссера своей безудержной красочной роскошью) и внимание к символике и цвету. Люди в фильме не совсем люди, они - полукуклы, живущие в мире, больше похожем не на жизнь, а на пьесы эдоского драматурга Шикамацу для театра Бунраку (фильм начинается с кукольного представления).
Помимо роскошных костюмов Ямамото фильм украшают и другие произведения искусства - пейзажи Китано-художника. Он увлекся живописью после автокатастрофы в 1994 году, которая придала харизматичную неподвижность половине его лица.
"Куклы" необычны и потому, что Китано, едва ли не впервые за свою режиссерскую карьеру, не снимал себя сам. Режиссер объясняет это сложностью сценарных задач - в частности, обилием цвета - и тем, что ни один из персонажей, даже старый якудза, не подходит под его актерское амплуа. Возможно, уйдя из кадра и тем самым чуть дистанцировавшись от своего творения, Китано сделал его более метафоричным.


