0
3440
Газета Кино Печатная версия

08.11.2017 00:01:00

Убийца – не дворецкий

В российский прокат выходят два фильма, снятые по мотивам выдающихся романов Агаты Кристи

Тэги: кинопремьера, скрюченный домишко, агата кристи, кинокритика


кинопремьера, скрюченный домишко, агата кристи, кинокритика Антураж в «Скрюченном домишке» выходит на первый план. Кадр из фильма

Написанный в 1949 году «Скрюченный домишко» считают одним из лучших произведений писательницы из-за неожиданного финала – кинематографисты, впрочем, эту историю, в которой нет ни одного из знаменитых сыщиков Кристи, до этого дня обходили стороной. У «Убийства в «Восточном экспрессе» иная судьба – одно из самых громких расследований Эркюля Пуаро в 1974 году запечатлел на экране Сидни Люмет (картина получила шесть номинаций на «Оскар», статуэтку за лучшую женскую роль второго плана выиграла Ингрид Бергман). Режиссером новой версии стал Кеннет Брана, он же сыграл Пуаро, остальные роли, как, к слову, и у Люмета, исполнили сплошь звезды – от Джонни Деппа и Пенелопы Крус до Мишель Пфайффер, Уиллема Дефо и Джуди Денч. В «Скрюченном домишке» француза Жиля Паке-Бреннера также не обошлось без громких имен – главные женские роли достались Джиллиан Андерсон, Кристине Хэндрикс и Гленн Клоуз.

На этом сходства двух экранизаций заканчиваются – «Восточный экспресс» несомненно превосходит «Домишко» по качеству выполненной работы. И, что совсем уже неожиданно, не уступает классической (по праву очередности) версии Люмета – мизансцены местами не то чтобы скопированы, но сняты в духе первого фильма, с акцентом на те же детали, планы, ситуации. Взять хотя бы завязку, в которой зритель знакомится с еще не севшими в экспресс героями, которым предстоит стать пленниками сошедшего с рельсов где-то в заснеженных горах Балканского полуострова поезда и участниками запутанной детективной истории. Шумный восточный вокзал, снующие торговцы – оба режиссера по-своему, но одинаково комично обыгрывают попытки персонажей прорваться сквозь толпу людей. Так, например, Брана отдал роль аристократа графа Андрени (у Люмета его играл Майкл Йорк) танцовщику Сергею Полунину, что позволило сочинить сцену с папарацци, от которых герой в прямом смысле отбивается – балетными прыжками. Ретчетт–Депп внешне совсем не похож на своего предшественника в исполнении Ричарда Уидмарка, но вместе с тем выглядит на экране персонажем еще более отталкивающим. Актер впервые за долгое время появляется на экране без сложного грима, а соответственно без ужимок и кривляний – небольшая по объему, зато драматически непростая и требующая определенных актерских усилий роль.

Еще сложнее, можно подумать, актрисам Пенелопе Крус, Мишель Пфайффер, Дейзи Ридли, которым не избежать сравнения с предшественницами – Ингрид Бергман, Лорен Бэколл и Ванессой Редрейв соответственно. Впрочем, никто здесь не пытается переплюнуть и переиграть великих, нет необходимости – в этом смысле экранизация Браны построена по тому же принципу, что и фильм Люмета, главные партии намеренно отданы звездам. Главное, что картина при этом не превращается в застывший бенефис или в развеселый капустник, даже несмотря на известную тягу самого Браны как режиссера и как актера к излишней театральности, скорее даже «театральщине». И он сам, и все остальные в полной мере отдаются духу Агаты Кристи и, разыгрывая классическую детективную историю в замкнутом пространстве, создают не только отдельные, живые, осмысленные по-новому – но с оглядкой на литературный источник и голливудский канон – образы, но и слаженный ансамбль, где никому нет нужды (в силу равных возможностей и заслуг) переигрывать остальных.

Себя в главной роли Брана, конечно, не обделяет вниманием, ему, играющему Пуаро, впрочем, едва ли не труднее всех. В конце концов для большинства главный сыщик Агаты Кристи ассоциируется с актерами Дэвидом Суше (из телесериала) или Питером Устиновым (из «Смерти на Ниле»). Брана добавил своему Пуаро совсем уж комичные в своей длине и закрученности усы, сделал его, как полагается, эксцентричным – уместно, умеренно и смешно, вполне в соответствии с книжным персонажем, но при этом без фанатичной оглядки на уже созданные и закрепившиеся в сознании зрителей образы.

«Убийство в «Восточном экспрессе» снято с голливудским лоском и размахом – и в ритме скорее американского, чем британского кино. Дело не только в самом сюжете, но и в стилистике и манере съемки – множество крупных пейзажных планов, проходок по вагонам, снятых из-за стекла, нарастающем внутреннем напряжении – саспенсе. «Скрюченный домишко», напротив, – неспешный, разговорный детектив, подходящий, если распределять протагонистов Кристи, конечно, не Пуаро, а мисс Марпл. Впрочем, здесь ни одного, ни другой – расследование ведет молодой частный сыщик Чарльз Хэйворд (сын Джереми Айронса – Макс Айронс), который отправляется в поместье своей бывшей возлюбленной Софии (Стефани Мартини), чей дедушка-богач скончался при загадочных обстоятельствах и скорее всего не без помощи кого-то из членов большой и недружной семьи.

Проблема фильма в его медлительности, даже затянутости (без малого два часа), которая не подкреплена никакой особенной атмосферой – надо сказать, что тот же ТВ-сериал про мисс Марпл не отличается динамичностью, но почти гипнотизирует намеренно утрированной британской занудностью. Здесь же попросту тянут время, демонстрируя костюмы и грим (Джиллиан Андерсон, например, щеголяет в черном парике) и вступая в бесконечные разговоры, склоки, перешептывания. Да, финал действительно неожиданный, но лишь для тех, кто не читал книгу, – больше, пожалуй, авторам фильма удивить нечем. Разве что Гленн Клоуз в роли «роковой старухи», которой достаются самые язвительные реплики и одна из самых ключевых ролей – даже более значимая и игровая, чем у похожего типажа в «Экспрессе», где роль княгини Драгомирофф исполняет не менее прославленная Джуди Денч. Одним словом, романы Агаты Кристи – подарок для любого актера, но, как показывает практика, лишь в руках умелого режиссера.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Не просто Мария

Не просто Мария

Наталия Григорьева

В российский прокат выходит документальный фильм про оперную диву Каллас

0
1148
Гаспар Ноэ: Пьяные люди не способны заниматься сексом

Гаспар Ноэ: Пьяные люди не способны заниматься сексом

Наталия Григорьева

Режиссер рассказал "НГ", почему его фильм "Экстаз", где все принимают наркотики, не про наркотики

0
2233
Кривые отражения протестного движения

Кривые отражения протестного движения

Наталия Григорьева

На экраны выходит очередная подростковая антиутопия с задатками франшизы

0
2478
Изящно выполненный китч или вполне себе качественный комикс

Изящно выполненный китч или вполне себе качественный комикс

Вера Цветкова

Как критики переиначили название фильма: "Страшная месть Гоголю"

0
1699

Другие новости

Загрузка...
24smi.org