1
5136
Газета СНГ Печатная версия

24.01.2018 20:20:00

Запад уже готовит Украину к выборам 2019 года

Верховная рада намерена поменять состав ЦИКа и избирательное законодательство

Тэги: украина, президентские выборы, цик, оппозиция, избирательное законодательство


У Святослава Вакарчука, согласно опросам, лучший в Украине показатель баланса доверия/недоверия.	Фото РИА Новости
У Святослава Вакарчука, согласно опросам, лучший в Украине показатель баланса доверия/недоверия. Фото РИА Новости

В феврале Верховной раде предстоит утвердить новый состав Центризбиркома. На днях президент Петр Порошенко внес в парламент список кандидатур. Полномочия большинства работающих членов ЦИКа истекли еще в 2014 году. Но противоречия до сих пор не позволяли утвердить новый состав комиссии.

В этом году в Украине неофициально начинается предвыборная кампания. Президентские выборы должны состояться весной 2019 года, а парламентские – на полгода позже. График выборов изменился в 2014 году, когда были досрочно избраны президент и Верховная рада. По ряду причин полномочия членов ЦИКа продлили – предполагалось, что только на период внеочередных выборов. 

Но те же люди работают в ЦИКе до сих пор. В 2015 году под их руководством были организованы выборы местных органов власти, в 2017 году состоялись выборы руководства объединенных территориальных общин.

Политический эксперт Дмитрий Разумков считает, что по этой причине под сомнение могли быть поставлены результаты состоявшихся выборов. В интервью «Голосу столицы» он сказал, что чем дольше работает ЦИК, у большинства членов которого истек семилетний срок полномочий, тем больше будет возникать вопросов о легитимности представителей власти, которые будут избраны, например, в 2019 году. Эксперт отметил, что западные партнеры, для которых «крайне важна легитимность их контрагентов», с 2015 года требуют от украинской власти назначить новый состав ЦИКа. Глава представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли недавно отметил: «Я почти каждую неделю на протяжении года повторял, что необходимо, чтобы утвердили 13 новых членов ЦИКа… И я надеюсь, что политическое руководство страны поймет, что они должны быть назначены без промедления».

Согласно украинскому законодательству, членов ЦИКа назначает на должность (и прекращает их полномочия) Верховная рада. Соответствующий проект подается в парламент президентом, который должен учесть предложения парламентских фракций и групп, работающих в действующем составе Верховной рады. В состав ЦИКа входит 15 человек. Председатель комиссии, его заместители, секретарь и не менее пяти членов ЦИКа должны иметь высшее юридическое образование.

Летом 2016 года Петр Порошенко внес в парламент проект назначения 11 новых членов ЦИКа. Однако в депутатской среде разгорелись споры о кандидатурах и решение не было вынесено на голосование. С тех пор несколько раз появлялась информация о том, что президент и парламентские силы почти договорились о составе Центризбиркома. Но решения так и не были приняты.

Некоторые эксперты в Киеве считают, что власти удобна ситуация, когда состав Центризбиркома находится в подвешенном состоянии. В этом контексте упоминают скандал, связанный с именем работающего сейчас главы ЦИКа Михаила Охендовского. В декабре 2013 года представители Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) вручили ему уведомление о подозрении в получении взяток в особо крупном размере. В СМИ упоминалась сумма в 160 тыс. долл. Речь шла о так называемой черной бухгалтерии бывшей партии власти. Охендовский отрицал подлинность своей подписи в документах о получении неофициальных выплат. В марте 2017 года Генпрокуратура признала его потерпевшим, а в отношении детективов НАБУ начала расследование.

Громко начинавшееся дело о черной бухгалтерии до сих пор ничем не закончилось. Но, как полагают многие эксперты, его снова могут извлечь из-под сукна в период предвыборной кампании. Или даже после выборов, если некоторые участники останутся недовольны результатами.

Оппозиция уже давно требует поменять избирательное законодательство. Закон, по которому досрочно выбрали нынешний состав Верховной рады, был принят в период президентства Виктора Януковича: Украина вернулась к смешанной, пропорционально-мажоритарной системе. Тогда оппозиция критиковала власть, заявляя о фальсификациях в одномандатных округах. Однако, придя к власти, те же политики очень медленно готовились к отмене старого закона. Только в ноябре прошлого года удалось в первом чтении утвердить проект Избирательного кодекса. Он предусматривает, в частности, открытые партийные списки, гендерные квоты, снижение проходного барьера для партий с 5 до 4%. Но в документ могут вноситься изменения. Споры о его содержании способны вообще отложить окончательное утверждение документа.

В ноябре послы стран «большой семерки» обнародовали совместное заявление, в котором поддержали первое голосование Верховной рады и призвали украинский парламент утвердить новое законодательство хотя бы за год до выборов. Политолог Алексей Якубин в комментарии изданию «Голос.ua» сказал, что Запад добивался одновременно изменения избирательного законодательства и замены состава Центризбиркома. И за этими темами украинской политики будут внимательно следить внешние партнеры.

Смысл в том, чтобы в Украине не повторялись скандалы с фальсификациями, а состав власти соответствовал пожеланиям общества. Сейчас сложилась ситуация, когда граждане снова не доверяют ни представителям власти, ни государственным институтам, предостерегают социологи. Опрос на эту тему провели совместно три авторитетные организации – Центр Разумкова, Киевский международный институт социологии (КМИС), фонд «Демократические инициативы» им. И. Кучерива. Результаты были обнародованы на этой неделе.

Сопоставляя данные об уровнях доверия и недоверия, социологи пришли к выводу: «Среди политических институтов худший баланс получили Верховная рада (уровень недоверия на 76% выше уровня доверия); государственный аппарат в целом (–75%); политические партии (–71%), правительство (–65%); президент Украины (–60%)».  В отношении к судебной системе баланс составил –75%, к прокуратуре –74%. По данным социологов, за год увеличился уровень недоверия (на 24%) и к патрульной полиции, создание которой ранее считалось фирменной вывеской реформ (протесты в 2013 году начались с локальных акций против произвола милиции, уровень доверия к которой составлял тогда 1%).

«В Украине нет ни одного политического лидера или общественного деятеля, доверие к которому превалировало бы над недоверием», – сказано в отчете по итогам исследования. Социологи сопоставили показатели. Баланс доверия/недоверия Арсению Яценюку, партия которого «Народный фронт» входит в правящую коалицию в Верховной раде, –81%; главе МВД Арсению Авакову –75%; секретарю Совета нацбезопасности и обороны Александру Турчинову –75%, генпрокурору Юрию Луценко –75%, председателю Верховной рады Андрею Парубию –72%; лидеру движения «Украинский выбор – воля народа» Виктору Медведчуку –70%, лидеру Радикальной партии  Олегу Ляшко –67%, президенту Петру Порошенко –62%.

Самые яркие оппозиционные лидеры тоже не пользуются доверием. Лидер «Оппозиционного блока» Юрий Бойко получил –58%; лидер «Руха новых сил» Михаил Саакашвили –58%, лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко –53%; мэр Львова, лидер «Самопомощи» Андрей Садовый –43%; депутат Надежда Савченко –61%. Лучше выглядит баланс доверия/недоверия шоумену и актеру Владимиру Зеленскому (–11%) и рок-музыканту Святославу Вакарчуку (–5%), отметили авторы исследования. Зеленский и Вакарчук не заявили о намерении баллотироваться, однако слухи об этом циркулируют в Украине.

Гендиректор КМИС Владимир Паниотто в интервью «Главкому» отметил, что неплохие показатели доверия и высокие рейтинги людей, не ассоциирующихся с политикой, ничего не означают в предвыборной гонке: «Такая ситуация всегда с новыми лицами… На них еще не опубликован компромат, никто против них не боролся…» Он отметил, что сейчас рано говорить о лидерах будущей кампании. Уже год два первых места в президентских рейтингах занимают поочередно действующий президент Петр Порошенко и лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко. Но ни один из них до сих пор не набирал даже 15% поддержки. Ранее руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко отметил, что в обществе явно прослеживается запрос на новые лица, на приход во власть людей, которые не ассоциируются со старой системой. Но таких лидеров пока нет. Треть избирателей не собираются принимать участие в голосовании или пока не определились, за кого будут голосовать.

Киев


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Виктор Рыбаков 11:57 25.01.2018

Запад уже готовит Украину.....А девушка ну никому не нужна!



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Саудовский престол требуют отдать брату монарха

Саудовский престол требуют отдать брату монарха

Игорь Субботин

В королевстве сформировалась новая группа оппозиции

0
231
КПРФ готовит стратегию борьбы с "хакассментом"

КПРФ готовит стратегию борьбы с "хакассментом"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В 2019 году главной проблемой оппозиционных кандидатов в губернаторы станет муниципальный фильтр

0
246
О причинах осенних проблем кандидатов власти

О причинах осенних проблем кандидатов власти

Определять повестку федеральных выборов проще, чем региональных

0
218
Выбор украинцев ограничен – Порошенко  или Тимошенко

Выбор украинцев ограничен – Порошенко или Тимошенко

Татьяна Ивженко

В стране не появилось новых ярких
политиков

0
339

Другие новости

Загрузка...
24smi.org