0
803

08.07.2009 00:00:00

Три лекарства от коррупции

Станислав Минин.

Об авторе: Станислав Минин - обозреватель НГ-Интернет

Тэги: обама, медведев, коррупция


Барак Обама пока не входит в Совет по противодействию коррупции, созданный указом Дмитрия Медведева. Однако в личной беседе 6 июля он подсказал своему российскому коллеге тройку дельных рецептов. Об этом пишет The Washington Post со ссылкой на советника Обамы. Рецепты просты как вареная картошка, тушеное мясо и соленый огурец. Рецепт №1: свободная пресса. Рецепт №2: независимые суды. Рецепт №3: сильная политическая оппозиция.

Советы Обамы кажутся банальным сотрясанием воздуха, клишированным рефреном, припарками для мертвого тела российской коррупции. В России привыкли к более изощренной некромантии. К созданию все тех же советов. Изданию указов. Ломке системы школьных экзаменов. Публикации издевательских деклараций о бедности чиновников и прочим аттракционам шокирующей транспарентности. «Стимулированию антикоррупционного поведения». Цитированию Библии, Талмуда и Корана в памятках для потенциальных коррупционеров. Это высшая магия, конечно. Американцам с их приворотом и вуду лучше к нам не соваться.

К американским советам у нас принято относиться как к троянскому коню. Тем более, что на бумаге все озвученные Обамой рецепты мы претворяем в жизнь уже много лет. Бумажные истины, впрочем, никак не совпадают с реальными ощущениями, тогда как именно в ощущениях даны нам мир и социальная действительность. Наша пресса не чувствует себя свободной, суды – независимыми, а оппозиция – сильной. Можно, конечно, внушить себе, что все не так, а вовсе даже наоборот. Но внушить себе можно все, что угодно. Что белое – это черное, например. Что горький хрен – малина. Что бланманже – полынь. Что дважды два – десять целых, три десятых.

Американские рецепты просты, потому как предельно просты, рациональны и сухи демократические механизмы. Свободная пресса считает разоблачения своим долгом. Разоблачения интересны читателю, потому что читатель – это еще и избиратель, переживающий за свои деньги, отданные в те или иные руки. Следствие и независимый, состязательный, компетентный суд верифицируют разоблачения. А оппозиция набирает на разоблачениях очки и выигрывает политические баталии. И сдает в газеты чужое грязное белье, кстати говоря. Все схематично: раз, два и три. Не мораль и совесть, а процедура контроля. Слишком скучно для нашей родной энтропии, в которой власть то и дело норовит воспитать чиновника-сверхчеловека или андроида, у которого при виде взятки дым будет валить из ушей.

Налицо две парадигмы. Одна парадигма (наша) формулируется так: хороший человек хорошо работает. Вторая парадигма (их) такова: при исправном механизме контроля хорошо работать можно заставить кого угодно. Обе стратегии идеалистичны и романтичны. Но ИХ задумки не такие затратные, как наши, и не требуют столько инвестиций – сил, капитала, времени, нервов. Это расчет на то, что система организуется сама. Это также игра на простейшем: страхе и привязанностях. Привязанности к «хлебному» месту. Привязанности к власти, доверию избирателей. Привязанности к свободе, наконец. Эффективные антикоррупционные стратегии обязательно апеллируют к страху, а не к совести. Обама прописал России страхотерапию.

В принципе, американский президент мог ограничиться двумя рецептами – первыми. Если механизм разоблачения и его верификации работает, сильная оппозиция появится сама собой. Как антитела в здоровом организме, который успешно борется с заразой.

Сам Обама хорошо знает цену той же свободной прессе и преимущества, которые она дает в условиях политической состязательности. Более того, он знает, что авторитетная свободная пресса во многом задает смысловое поле, в котором барахтаются политики. Вот что он пишет в своей книге «Дерзость надежды»: «В конце концов, я демократ; мои мнения по многим вопросам скорее совпадут с редакционными статьями в «Нью-Йорк таймс», чем в «Уолл-стрит джорнал». Или вот: «За несколько недель до предварительных выборов дела пошли чуть лучше: я удачно провел дебаты, которые не особенно освещались в прессе, получил поддержку своих предложений в области здравоохранения и образования и даже одобрение в «Трибюн» Обратите внимание на это «даже». Вы представляете себе подобные слова в устах кого-либо из российских политиков? Я нет.

Речь идет об атмосфере, в которой возможна борьба с коррупцией. По-моему, Барак Обама весьма оптимистически оценивает нашу демократию, считая ее «нормальной» - просто с барахлящими институтами. Интересно, а сами мы столь же оптимистичны?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
666
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
825
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
651
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
767

Другие новости