Фото Gettyimages
Германия в новом году отчаянно взялась распутывать политический клубок, в котором напрочь застряла поствыборная задача формирования нового федерального правительства. Это породило полупаралич, который теребит политику уже почти полгода. Кабинет ограничен де-факто рамками технического, а канцлер – рамками нестратегических аспектов курса. Они несут вахту, обеспечивают жизнедеятельность и безопасность. Очевидны и другие кризисные обстоятельства, побуждающие срочно искать выход из новой ситуации, определенной сентябрьскими выборами в Бундестаг.
Январь 2018-го в этом смысле отмечен в Берлине большой целенаправленной акцией по заранее разработанной программе контактов, переговоров, мероприятий. Речь идет о воссоздании «большой коалиции» христианских и социал-демократов, которую немцы обозначают аббревиатурой GroKo из пяти букв, а в русском переводе достаточно и двух – БК. На такой основе это был бы уже третий в новом веке черно-красный (по цвету партийных ингредиентов) кабинет. Разве что при обновлении его портретной галереи председателем СдПГ Мартином Шульцем.
Конечно, немцев интересует вопрос о правительстве. На днях СМИ приводили данные, что за этим следят до 54% бюргеров. Но спокойно. На демонстрации по такому поводу не выходят, как вчера 60 тыс. металлургов, требующих при поддержке мощного профсоюза 6% прибавки к зарплате и, наоборот, сокращения рабочей недели до 28 часов.
9 января подоспели свежие данные о буме немецкой экономики. В ноябре за месяц экспорт подскочил на 4,1%, а по сравнению с ноябрем 2016-го – на 8,2%. В еврозону экспорт увеличился на 9,1%. Всего немецкая индустрия продала за границу товаров на 116,5 млрд евро. Внешнеторговый баланс показал превышение выручки на 23,7 млрд. Промышленное производство в ноябре увеличилось на 3,4%, что Минэкономики называет наилучшим показателем за последние восемь лет.
Но вернемся к политике. Первый подготовительный этап к реанимации БК как раз и завершается под занавес этой январской недели. Он назывался «зондирующим» и преследовал цель выявить без предварительных обязательств возможные компромиссы в позициях. Начиная с воскресного утра 7 января все происходило под приглядом, при оперативном руководстве, участии в разноформатных обсуждениях главной тройки в составе председателей ХДС канцлера Ангелы Меркель, ХСС премьер-министра Хорста Зеехофера и СДПГ Мартина Шульца. Это была конечная определяющая инстанция. Остальные 39 «зондажистов» (по 13 видных деятелей от каждой партии, включая премьер-министров земель) занимались 15 тематическими блоками в рабочих группах, выводы которых затем утверждались пленумом или «тройкой».
Действо в Берлине не стирает впечатления аврала, показухи, несоответствия задаче и размаху мероприятия, авторитету главных лиц. Расписание таково. В четверг состоятся последние заседания и утруски. В ночь на пятницу должен быть опубликован итоговый документ, предназначенный стать основой для принятия сторонами решений, приступать или нет к официальным переговорам о коалиционной платформе правительства ХДС/ХСС–СДПГ. Срок – та же пятница.
Но на этом история не кончается. При любом повороте Германия не рухнет. А путь к БК потребует времени. По прикидкам – до Пасхи, а она в 2018 году будет 1 апреля.
комментарии(0)