0
14848
Газета Дипкурьер Интернет-версия

17.03.2014 00:01:00

Сценарий майдана для Центральной Азии

Александр Князев

Об авторе: Александр Алексеевич Князев – эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку.

Тэги: узбекистан, политика


узбекистан, политика В Андижане в 2005 году власть вынуждена была применить силу против митингующих. Фото Reuters

Расхожее в политических текстах понятие «система региональной безопасности» неприменимо к Центральной Азии, к такому выводу пришли российские и узбекистанские эксперты в ходе прошедшего в Ташкенте ситуационного анализа «Роль Узбекистана и участие России в сфере безопасности в Центральной Азии с учетом меняющейся ситуации в Афганистане». Есть отдельные элементы, есть активность систем и блоков, охватывающих более широкое географическое пространство и лишь частично затрагивающих Центральную Азию (НАТО, ОДКБ, ШОС), но о собственно региональной системе говорить не приходится. Создание такой системы чрезвычайно актуально, если исходить из реалистических оценок всего комплекса угроз и рисков для стабильности и развития региона.

Угроз и рисков немало, как внутрирегиональных, так и происходящих извне. Внутристрановые ситуации с точки зрения стабильности и развития сложны во всех странах региона. Наибольшее беспокойство вызывают Киргизия и Таджикистан, являющиеся «слабыми звеньями» региональной безопасности. А наиболее уязвимым звеном, по мнению участников экспертного совещания, является Киргизия с ее перманентно нестабильной ситуацией, слабостью государственных институтов, разнонаправленными интересами киргизской политической элиты (даже в той ее части, которая находится в настоящее время у власти), непредсказуемостью и возможностями использования территории этой республики для переноса нестабильности на сопредельные страны.

Конечно, проблемы существуют и в Узбекистане, и в Казахстане, однако там есть как понимание сущности происходящих дестабилизирующих процессов, так и возможности противодействия им. В Астане и Ташкенте осознана ответственность за безопасность и стабильность всего региона, что превращает эти две страны в обязательные сегменты любой из формируемых систем региональной безопасности. Политические элиты Узбекистана и Казахстана наиболее предсказуемы и в вопросе транзита, преемственности власти в своих странах, они исключают дестабилизирующие, неконституционные сценарии, и доминирующий вектор угроз безопасности для этих двух стран направлен извне. Понятно, что никакая эффективная система региональной безопасности невозможна без участия Узбекистана и Казахстана.

Однако приостановление Узбекистаном членства в ОДКБ, с одной стороны, и ставка России на центральноазиатском направлении преимущественно на эту организацию формально выводят Ташкент из списка региональных союзников России. Хотя именно Узбекистан является ключевой страной в сфере безопасности с точки зрения национальных интересов всего региона и России. Это аксиома.

Возможности ОДКБ как элемента обеспечения региональной безопасности давно и многими экспертами оцениваются преимущественно критически. ОДКБ по-прежнему никак не проявляет себя в качестве некоего цельного институализированного образования, оставаясь простой суммой двусторонних отношений в военной сфере между Россией и другими странами-участницами. К слову, именно это обстоятельство являлось одним из главных мотивов приостановления Узбекистаном, сохраняющим военное сотрудничество с Россией на двусторонней основе, своего членства в этой организации. В рамках же ОДКБ наблюдается процесс более узкой интеграции, но на центральноазиатском направлении это заметно лишь применительно к Казахстану. Любое отраслевое интеграционное объединение подразумевает хотя бы относительную равновеликость, поэтому Киргизия и Таджикистан в ОДКБ остаются преимущественно иждивенческими сторонами, не играя принципиальной роли в формировании потенциала организации.

В последние годы стало едва ли не признаком хорошего тона пытаться переносить образы западной политической публицистики из одного региона на другой, с континента на континент. Но основанный не на сложившихся стереотипах, а на простом анализе фактов вывод позволяет отвергнуть такие подходы в политическом прогнозировании. Вероятность сценариев по типу арабской весны, украинского майдана, в частности в Узбекистане и Казахстане, практически исключена. Андижанские события 2005 года показали, как будут реагировать на попытки дестабилизации страны узбекские государственные структуры, чтобы не допустить развития событий по украинскому сценарию. Аналогичный опыт имеет и Казахстан (события в Жанаозене в ноябре 2011 года). Да, события в Украине означают, что глобальное геополитическое соперничество переходит в стадию достаточно ожесточенной геополитической борьбы между Западом и Россией. Но это не означает автоматического переноса всей украинской ситуации в Центральноазиатский регион. В том же Узбекистане немного внутренних факторов для повторения подобных сценариев, хотя угроза влияния извне является вполне реальной для всех. Узбекистан находится в центре региона, и для обеспечения его стабильности чрезвычайно важны процессы, происходящие в сопредельных государствах.

А ситуация в регионе полна сопрягающихся конфликтных узлов – погранично-территориальных, межэтнических, водно-энергетических. Хотя с формальной точки зрения уровень межгосударственных противоречий и не выглядит особенно конфликтным, эти противоречия зачастую находятся в латентном состоянии. Но анализ ситуации последних лет показывает высочайшую конфликтогенность всех названных сфер. В межэтнической сфере это ярко продемонстрировал выведенный в латентное состояние киргизско-узбекский конфликт на юге Киргизии 2010 года, в погранично-территориальной – киргизско-таджикский военный, по сути, конфликт в баткенско-исфаринском районе, ярко проявившийся в январе 2014 года, ряд конфликтов на границах Киргизии и Узбекистана.

Если погранично-территориальные проблемы пусть и с недостаточной динамикой, но все же понемногу решаются, то водно-энергетические проекты Киргизии и Таджикистана вызывают особое беспокойство в Узбекистане. В целом религиозный, водно-территориальный, погранично-территориальный и межэтнический факторы могут по отдельности или в различных комбинациях стать «спусковыми крючками» более общих конфликтов, более широкой дестабилизации, в случае заинтересованности тех или иных внешних сил, использующих политические силы в странах региона в случае необходимости.

Внешние угрозы, конечно, связаны в первую очередь с ситуацией в Афганистане. Очевидно, что эскалация афганского конфликта будет только нарастать, включая и экстраполирование конфликтности на страны региона. И с точки зрения развития ситуации в самом Афганистане и безопасности региона значение предстоящих президентских выборов минимально. В худшем из сценариев президентские выборы только усугубят межэтнические и иные внутриполитические, межрегиональные противоречия в Афганистане.

В этих условиях Афганистан будет продолжать оставаться важнейшим плацдармом для базирования террористических структур. Активность транснациональных террористических группировок, базирующихся в Афганистане, будет только нарастать. Наибольшее беспокойство для стран Центральной Азии и транзитно для России вызывает их концентрация в ряде северных провинций Афганистана, в частности в Кундузе, где они пользуются поддержкой группировки «Хезбе Исломи» Гульбетдина Хекматиара, в Бадахшане, а также в северо-западных провинциях (Фариаб, Бадгиз). Обращает на себя внимание и происходящее смещение многих из данных формирований из зоны афганско-пакистанской границы на север, к границам Центральной Азии. Их цели и задачи в настоящее время либо не до конца определены, либо время их использования в регионе пока не наступило. Отдельным вопросом является ситуация в афганском приграничье на туркменском направлении. В частности, в ряде провинций (Батгиз, Фариаб) действуют этнические туркменские группировки талибской направленности, так называемые «туркменские джамааты», в среде которых ведутся разговоры и о предъявлении территориальных претензий к Туркмении в районе Мары и Серахса.

В рамках этой проблемы обращает на себя внимание совместная активность двух государств – Пакистана и Саудовской Аравии, чрезвычайно активизировавшихся как в Афганистане, так и в странах Центральной Азии, в том числе – через поддержку террористических организаций и распространение нетрадиционных религиозных течений. В определенных кругах этих стран акцент в региональной политике делается именно на Узбекистан как на страну, воздействие на которую облегчает задачи распространения влияния на весь Центрально-Азиатский регион.

Передислокация военных сил в Афганистане может стать лишь поводом для усиления военного присутствия США в регионе, что повлечет за собой усиление напряженности в российско-американских отношениях уже на центральноазиатском пространстве, особенно в связи с известными событиями вокруг Сирии и Украины. Можно ожидать попыток выдавливания российского присутствия в Киргизии, усиления присутствия в Узбекистане, столкновения интересов США и РФ в Таджикистане, попыток вхождения экономическими интересами и военным интересом в Туркмению.

В этих условиях нынешнее состояние узбекистанско-российских двусторонних отношений в сфере безопасности представляется крайне недостаточным. Эффективная система безопасности может и должна быть основана на взаимодействии главных региональных игроков, каковыми, без сомнения, являются Узбекистан и Казахстан, не исключая при этом и работы, ведущейся по линии ОДКБ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
352
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
451
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
362
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
308

Другие новости