0
4150
Газета Культура Интернет-версия

12.11.1999 00:00:00

Можно ли полюбить пионера-героя

Тэги: Павлов, проза, Школьники, журнал, литература


БОЛЬШИНСТВО критиков предъявляет Олегу Павлову довольно смешной упрек - он, дескать, показывает темную сторону жизни, не выдвигая ей никакой встречной альтернативы, будто бы не ведая (или нарочно притворяясь, что не ведает) иного качества бытия. Пока речь шла о прозе, где действие развивалось в армии или паче того в зоне, мои личные возражения этой позиции могли строиться лишь на интерпретации самих текстов, что, конечно, с одной стороны, продуктивно, а с другой - совершенно не убедительно. В армии я не служила, в зоне, Бог миловал, не сидела...

Новая повесть Павлова "Школьники" ("Октябрь" # 10) - о детстве, о школе - как нетрудно догадаться из названия. Теперь, вовсе не отказываясь от текстуальных интерпретаций, могу, однако, пользуясь одним только "фактическим" материалом, смело и безапелляционно утверждать - какие, к черту, темные стороны жизни!.. И я могла бы понарассказать таких историй из своего личного школьного (и шире - детского) опыта, что будь здоров.

Итак, Павлов пишет про детство. Ничего сверхординарного - дети как дети, школа как школа, детские глупости, драки, мелкое и среднее хулиганство, все, как и должно быть - от первого класса до последнего.

Но "Школьники" как раз не об этом (хотя Павлов и не скрывает, что пишет о себе, так в тексте и фигурирует под фамилией "Павлов"). "Школьников" ни в малейшей степени нельзя упрекнуть в общем и характернейшем для современной "ювенильной мемуаристики" пороке откровенной жалости и смехотворно самозабвенной любви к одинокой фигурке автора среди окружающих его жлобов и уродов. Чего нет, того нет.

Задача Павлова видится двоякой: с одной стороны, это движение вперед, где прослеживается постепенное вживание маленькой личности в чуждый и во многом навязанный ей, но необходимый окружающий мир, и с другой - движение вспять, от мировосприятия взрослого, устоявшегося и частично окостеневшего, к состоянию наивного и подвижного сознания ребенка, которое подразумевает прежде всего открытость к новому опыту и свободу (или волюнтаризм) его интерпретации.

В "Школьниках" нет никакой мрачности, хотя, повторяю, описана средняя школа и средние дети, и этот мирок, естественно, далек от идиллии. И сволочная директриса, и тянущееся изо дня в день битье - не в драке, а когда бьет тот - или те, кто имеет право бить (если вас не возили в спецшколу на персональной машине, вы знаете, кто это такие), и тупейшие (и гнуснейшие - во всех отношениях) лекции о вреде религии, и набившие оскомину торжественные линейки с обмороками (вы падали? я - да), и суд в актовом зале над учениками, пойманными на настоящем воровстве (их увозят прямо в колонию - у нас в школе тоже такое было)...

Это, так сказать, декорации, их можно слегка переставить, одни заменить на другие, важно разворачивающееся в этих декорациях внутридушевное действо, работа по осознанию происходящего и самого себя в этом происходящем.

Павлов - при том, что, естественно, не может не демонстрировать свой (детский) внутренний мир, занимает достаточно отстраненную позицию, глядя одновременно как бы изнутри и снаружи. Личные ощущения здесь - лишь дополнительная информация к объективизированной картинке, он, что хорошо заметно, претендует не на констатацию индивидуального и уникального опыта, а, напротив, словно стремится вычислить какой-то общий знаменатель для всех индивидуальных, но, по существу, коллективных переживаний.

В "Школьниках" есть два изумительно светлых эпизода (специально акцентирую на них внимание профессиональных читателей), первый - когда вступающим в пионеры "раздают" пионеров-героев для изготовления альбомов, и будущему пионеру Павлову достается Леня Голиков, которого "никто не хотел брать". Далее следует ужасно трогательная (и смею предположить, из настоящего глядя, - ироническая) история, о том, как мальчик Павлов вдруг страшно полюбил этого мертвого, "в партизанском тулупчике" мальчика, как клеил ему альбом, "будто впервые в жизни делал могилку", используя елочный дождь и цветную бумагу, чтобы поместить его портрет в альбоме "как бы в утешающую красоту". За каковую, кстати, как раз и "получил замечание от вожатой". Видно, действительно смахивало на могилку...

Можно только подивиться, из какого сора растут в детской душе великие вещи! До тошноты, до оскомины надоевшего, на всех этих бесконечных "уроках мужества", на линейках этих сумасшедших беспрерывно поминаемого, вбиваемого в уши барабанной дробью, за одно это уже ненавистного, что заставляют любить насильно и тычут в тебя без конца, что ты и последней пуговицы на его тулупчике не стоишь, этого Леню Голикова (увы мне, увы: я была председателем совета отряда имени Лени Голикова, это имя я, кажется, буду помнить и в смертной истоме), так вот, через всю эту пошлость, этого Леню Голикова, надо пожалеть, рыдать над его судьбой (действительно трагичной, но в пионерском детстве этого не понимаешь), над его безвременной смертью, понять, что такое смерть, увидеть в нем, наконец, единственно, может быть, правильное - "я убит, я убит, я убит", вот над этим рыдать, над оборванной человеческой жизнью - если это не настоящий катарсис, тогда скажите мне, что же это такое?

Второй эпизод - это история дружбы нескольких малолеток с более старшим товарищем, обреченным рождением и воспитанием на самое жизненное дно, который, несмотря на свое происхождение от воров и алкоголиков, старается этих желторотых щенков от воровства и прочих пакостей, наоборот, отвадить, увлекая их в строительство плотов и "землянок". Когда же щенки без его ведома утырили с ВДНХ настоящую колонку, мечтая, как и положено, о собственной рок-группе, тут же, не выдержав собственной дерзости, спрятали ее на чердаке школы, куда от страха беспрерывно лазили и были застигнуты на месте преступления директором школы, так вот этот пропащий (и действительно потом пропавший), с признаками алкоголизма подросток, узнав о случившемся, пошел к директору и взял вину на себя...

Если и здесь профессиональный читатель не углядит света, значит, у него серьезные проблемы со зрением.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии"

Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Представители малых партий и самовыдвиженцы создадут впечатление высокой конкуренции

0
844
Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Ольга Камарго

70 лет Карлсону, 80 лет Пеппи Длинныйчулок, 105 – переводчице Лилианне Лунгиной

0
1117
Цифровой России понадобились свои "Звездные врата"

Цифровой России понадобились свои "Звездные врата"

Анастасия Башкатова

Ключевым направлением для государства стало строительство ведомственных дата-центров

0
951
Пять книг недели

Пять книг недели

0
343

Другие новости