0
1314
Газета Культура Интернет-версия

16.07.2002 00:00:00

Смена караула

Тэги: бостон, симфонический оркестр, фестиваль, тэнглвуд


В прошедшую субботу на музыкальном фестивале в Тэнглвуде (США) состоялся гала-концерт под названием "Сейджи и его друзья". Главным героем вечера стал дирижер Сейджи Озава, руководивший Бостонским симфоническим оркестром. В концерте приняли участие Мстислав Ростропович, Джесси Норман, Гил Шахам и другие звезды. Концерт стал кульминацией серии мероприятий, проводимых в честь Озавы, который в этом сезоне заканчивает свое 29-летнее сотрудничество с Бостонским оркестром. Причиной дирижер назвал уже подписанный контракт с Венской государственной оперой, к художественному руководству которой он приступает.

О том, что Озава не собирается продлевать контракт в Бостоне, стало известно около трех лет назад. Тогда же руководство оркестра приступило к поиску новой кандидатуры. Результатом стало подписание контракта с Джеймсом Левайном, главным дирижером театра Метрополитен-опера.

Бостонский оркестр является сегодня одним из ведущих американских и наиболее известных в мире оркестров. Среди проектов, проводимых под маркой "Бостон симфони", кроме концертов собственно оркестра нельзя не назвать фестиваль "легкой" музыки "Boston Pops", летнюю школу для молодых музыкантов и музыкальный фестиваль в Тэнглвуде.

Первый Тэнглвудский фестиваль прошел в 1937 году. С тех пор он проводится ежегодно, а гала-концерт 1995 года, во время которого праздновался тройной юбилей звезд академической музыки - дирижера Сейджи Озавы (60 лет), скрипача Итцхака Перлмана (50 лет) и виолончелиста Йо-Йо Ма (40 лет), собрал почти 19 тысяч слушателей.

Сейджи Озава родился в 1935 году, с отличием окончил школу Тохо в Токио. В 1960 году Шарль Мюнш пригласил его заниматься в Тэнглвудской школе музыки, учась в которой Озава стал обладателем Премии имени Кусевицкого как лучший студент-дирижер. Во время работы с Гербертом фон Караяном Озава привлек внимание Леонарда Бернстайна, который пригласил молодого коллегу стать его ассистентом. Дальше были пять лет работы в качестве музыкального руководителя летнего фестиваля Чикагского симфонического оркестра, и руководителя симфонических оркестров Торонто и Сан-Франциско. В 1970 году Озава стал художественным руководителем Тэнглвудского фестиваля, а в 1973-м - музыкальным руководителем Бостонского симфонического оркестра.

На пресс-конференции маэстро сказал: "С Бостонским оркестром меня связывает очень многое, но теперь я должен попрощаться. Это будет непросто". Когда два года назад Озава объявил о плане покинуть пост главного дирижера, многие критики приняли это известие с радостью. Некоторые из них считали, что дирижер не обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы поддерживать Бостонский оркестр в форме, соответствующей его репутации. "Если бы я должен был сравнивать американские оркестры на предмет предполагаемых будущих достижений - Бостонский оркестр получил бы место ближе к концу", - писал критик газеты "Уолл Стрит Джорнал" Грег Сандоу.

Слушатели также предъявляли претензии к уровню игры оркестра. В то же время многие музыканты выступали "в защиту" Сейджи Озавы. В частности, концертмейстер Бостонского оркестра, скрипач Малколм Лоуэ сказал следующее: "Я бесконечно уважаю маэстро Озаву и считаю, что Бостонский оркестр поддерживает свое исполнительское мастерство на высочайшем уровне".

Так или иначе, на смену Сейджи Озаве приходит другой известный и влиятельный дирижер - Джеймс Левайн, который в настоящее время является художественным руководителем и главным дирижером Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Озава сказал журналистам, что ему "жаль, что Джимми не сможет начать работать сразу". Действительно, в связи с текущими ангажементами маэстро не сможет начать сотрудничество с Бостонским оркестром раньше, чем в сезоне 2003/2004 г.

В одном из интервью Левайн сказал: "Я был влюблен в Бостонский оркестр с юности". Левайн, как и Озава, - один из крупнейших дирижеров нашего времени. Он известен как музыкант, без малого тридцать лет руководящий Метрополитен-опера. Дебют Левайна в Мет состоялся в 1971 году, а в 1986-м он стал художественным руководителем театра. До сих пор он проводил в Мет больше чем семь месяцев в году (рекордный срок для западных театральных коллективов). Помимо этого с 1999 года Левайн является главным дирижером оркестра Мюнхенской филармонии.

Критики одобряют выбор. Тот же Сандоу пишет: "Джеймс Левайн умеет воспитывать оркестры. Это значит, что он заставляет оркестр играть более ярко, стройно, с лучшим балансом между группами, с более четким пониманием стиля". Директор Бостонского оркестра Марк Волпе согласен с журналистом: "Левайн знает, как взять великий оркестр и сделать его еще более великим. Мы об этом много говорили. Теперь начнется работа".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
1001
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
1217
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
743
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
190

Другие новости