0
1953
Газета Культура Интернет-версия

09.08.2002 00:00:00

В общих чертах

Тэги: выборг, лунгин, олигарх


Чуть больше недели остается до российской премьеры "Олигарха" Павла Лунгина, заявленной в программе Выборгского кинофестиваля "Окно в Европу". В ту самую Европу, где только что прошла мировая премьера картины. Любопытство гостей фестиваля в Локарно оказалось сильнее боязни промокнуть и простудиться, и, не обращая внимания на сногсшибательный ливень, зрители не расходились и досмотрели фильм до конца. Незнакомые лица русских актеров и - равно чужие законы русского бизнеса. И одновременно - так напоминает свежие репортажи о русской мафии, которая в очередной раз добралась до Европы: Япончик, Тайванчик, французские фигуристы, итальянский прокурор и тюрьма в Венеции┘

Не помню, как именно обозначена связь нового фильма Павла Лунгина "Олигарх" с "Большой пайкой", романом Юлия Дубова: написано ли в заключительных титрах, что фильм снят "по роману", или же в конце концов авторы воспользовались более свободной формулировкой "по мотивам"? Лунгин не обещал следовать букве и духу, не искал адекватности. И все-таки есть смысл поговорить об отличиях, оставив в скобках общеизвестное - что кино, понятное дело, живет по другим законам, нежели "двухмерная" проза.

Семьсот с лишним страниц романа, написанного одним из создателей империи "ЛогоВАЗ", увлекали, с одной стороны, рассказом о технологии бизнеса. Я знаю людей, которые отнеслись к роману как к пособию из серии "Как стать богатым". С той лишь разницей, что автор "Большой пайки" этот "учебник" написал на основе собственного жизненного опыта. "Пайка" по сути - классическая книга "для всех": одни находили в ней рассказ о мужской дружбе, где ценности Ремарка перенесены в обстоятельства, не слишком благоприятствующие лирическим, а тем более сентиментальным чувствам. Другие обращали внимание на схемы ведения бизнеса, которые в романе изложены в самых мелких подробностях. Третьи находили удовольствие в описании русской истории последних десяти лет - роман Дубова без натяжек можно отнести к историческому жанру. А можно найти ему место в ряду автобиографических книжек - и тогда на поверхность выйдет романтическая и, конечно, сентиментальная тема: легенды расскажут, какими мы были┘ (Вариант: "а если друг уходит днем, он все равно от нас уходит┘")

У Дубова каждая часть романа названа именем одного из равноправных друзей-героев. Каждая начинается и кончается смертью героя - как цепочка флэш-бэков┘ Готовая киноповесть, сценарий для сериала, каких, увы, у нас уже не снимают: здесь много героев, много событий и вообще много всего. В Мытищах на скорую руку такое не снимешь.

Павел Лунгин отошел от романа. Отложил его в сторону. Как бы забыл о нем. Взялся снимать не сериал, а "одну-единственную" серию. Художественный фильм. Оставил одного главного героя, Платона Маковского, в котором - по естественному раскладу сил (и вопреки не слишком настойчивым замечаниям участников проекта) - ждали увидеть Бориса Березовского. И, конечно, увидят, хотя Владимир Машков, который играет Платона, мало похож на ныне опального олигарха.

Но главное (для читателей): в фильме совершенно отсутствуют все увлекательные, даже гениальные комбинации, которые и возвысили Платона и основанную им империю "Инфокара". Как делают деньги в России - этого западный зритель так и не поймет. И наш, к слову, тоже.

Нет в фильме и истории дружбы, нет компании, замечательных кандидатов и докторов, тех, кого сам Лунгин назвал "великими умниками". И которые в романе гибнут один за другим - по собственной глупости, по неосторожности, потому, что так надо и для дела так будет лучше┘ Отсутствие поэзии в прошлом не позволяет особенно переживать прозу настоящего.

В двухчасовом фильме все это и не могло уместиться. Конечно, не могло.

Пришлось отказаться от массовки, от кого-то из главных персонажей, совместить одних с другими, а какие-то ситуации передать "по цепочке". Естественный отбор! Тот самый, что правит бал в "Большой пайке", но...

"Большая пайка" - роман о становлении империи, где каждая глава построена так, что читатель успевает если не полюбить очередного героя, то проникнуться к нему симпатией и искренне пожалеть о его кончине. "Олигарх" - фильм об одном-единственном герое, который уже загнан в угол, действия и свобода которого уже изрядно ограничены наличием большого числа противодействующих. Он широк, но его вдохновению негде развернуться - возможно, еще и потому, что он достиг предела в реализации своих масштабных и всегда пограничных (с законом) фантазий.

Машков, которого называли секс-символом и даже "русским Бандерасом", - пожалуй, самая удачная находка Лунгина, не так давно отмеченного в Каннах как раз за актерский ансамбль. У него не было времени на прелюдию, на то, чтобы зритель проникся симпатией, увлекся, потом полюбил. И он выбрал уже любимого.

Прочие действующие лица - Виктор, Муса, Марк, которые в романе долгое время находятся на первом плане и даже затмевают собою главного героя, здесь образуют почти нераздельную группу поддержки. Даже крупные планы мало что добавляют к их не слишком подробно выписанным портретам. Радуешься узнаванию: вот - Мария Миронова, вот - Марат Башаров, вот - Владимир Стеклов. Хорошие актеры.

Мне показалось, режиссер так и не определил своего отношения к героям, о которых взялся рассказать. "Это не прологовазовский фильм. Хотя, разумеется, он и не антилоговазовский", - запутывал он зрителей в одном интервью. Такое, наверное, возможно - особенно, конечно, если убедить себя и всех вокруг, что история "Инфокара" не имеет ничего общего с историей "ЛогоВАЗа".

В "Большой пайке", как в "Кабале святош" у Булгакова, неудачи "Инфокара" происходят не из-за "немилости короля" или "преследования кабалы". Всему причиной - судьба, которая складывается так, а не иначе. В картине же Платону противостоит вполне олицетворенное "зло" в исполнении Александра Балуева. И война идет на равных. С одной стороны, веселая и удалая компания под водительством Владимира Машкова. С другой - хмурая группа под командованием Балуева. Отдаленно напоминает конфликт из "Луна-парка", где на пути веселого еврея Хейфеца, которого играл Олег Борисов, вставала мрачная компания накаченных русских нацистов. В новом фильме национальный вопрос не педалируется, хотя расклад сил в целом не изменился. Но и это не главное.

История, которую взялся экранизировать Павел Лунгин, - из тех, которые принято называть животрепещущими. И она - печальная (по сути).

Животрепещущие детали вроде бы в картине представлены. А печаль почувствует лишь тот, кто за "общими планами" сумеет вычитать недостающие детали. Кто знает, как это было. Помнит. Или - успел прочитать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
792
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
980
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
779
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
922

Другие новости