0
1586
Газета Культура Интернет-версия

18.07.2011 00:00:00

Недолгие проводы

Тэги: фестиваль, балет, танец


фестиваль, балет, танец «Их» Дуато в исполнении испанских танцовщиков.
Фото предоставлено МТФ имени А.П.Чехова

Десятый Чеховский стал фестивалем прощаний. Недавно мы в последний раз живьем увидели шедевры Мерса Каннингема, которые по завещанию Мастера отныне будут существовать лишь в цифре. Теперь вот Национальный театр танца Испании на несколько дней привез в Москву балеты Начо Дуато – тоже в последний раз. Знаменитый испанский хореограф лишил свою бывшую труппу прав на их исполнение.

Славная своим танцевальным фольклором Испания начала знакомиться с европейской балетной традицией лишь в ХХ веке. Национальный театр танца (тогда – Национальный классический балет Испании) возник в 1979 году. Несколько раз менял руководителей (два с половиной года его даже возглавляла Майя Плисецкая), пока в 1990-м пост худрука не занял Начо Дуато. Он не просто вывел театр на мировую арену, но создал поистине уникальную труппу. Видевшие первую программу одноактных балетов в рамках Чеховского фестиваля в этом уже убедились (19–23 июля на сцене Театра имени Моссовета испанцев можно увидеть во второй программе одноактовок, куда войдут «Белая тьма» Начо Дуато и «Noodles» Филиппа Бланшара). Труппа такого уровня – национальное достояние, которым бы в мире козырять да гордиться. Однако в испанском Минкульте в прошлом году решили, что мавр сделал свое дело, а гордиться первоклассными артистами можно и без него. Дуато неожиданно объявили, что в его услугах более не нуждаются. В ответ хореограф запретил исполнять его балеты коллективу, в чьем обширном репертуаре до сих пор они составляли 50%. Мэтр с энтузиазмом работает теперь с артистами санкт-петербургского Михайловского театра. Но хватит ли следующих 20 лет, чтобы добиться такого же результата?..

Вошедшие в первую фестивальную программу «Arcangelo» (2000) и «Gnawa» (2007) – из лучших балетов Начо Дуато. Обоим предпосланы аннотации, которые абсолютно и совершенно не необходимы. Хореографом Дуато создала природа. Его танец не требует переложения.

В «Arcangelo» на музыку Корелли и Скарлатти нет ни сводчатых потолков, ни витражей. Лишь абстрактный танец. Дуато не конструирует, не имитирует, но с колдовской силой погружает нас в то блаженное состояние, какое бывает в старинных соборах. Есть что-то в ракурсах, в поворотах ладоней и стоп, в приглушенной бронзе фона, в «мозаичной» детали минималистского костюма. Недаром костюмы он тоже делает сам. То, чего хочет добиться, невозможно разъяснить другому словами. Это одно целое с движением, с ощущением и, конечно, с музыкой.

У слова «Gnawa», давшего название второму балету, несколько значений. Это имя в странах Магриба дают членам мистических мусульманских сообществ, знакомых с ритуалами, облегчающими вхождение в транс. А еще гнава – одно из основных направлений в фольклорной музыке Марокко. Дух Средиземноморья – в переплетении испанских и североафриканских мотивов, в птичьих кликах и плеске воды, в причудливо свивающихся телах. У Дуато, сына мавританской Валенсии, это в крови, а не в задумке. Трудно представить себе, глядя на его артистов, что виться так вольготно и мощно способно что-то, кроме лианы. Ей ведь не надо репетировать, она с этим родилась. Среди созвездия танцовщиков все же выделяется один – феерический Клайд Арчер. Как не повезло Американскому театру танца Элвина Эйли (в котором уроженец Нью-Йорка и выученик школы Эйли почему-то не задержался) – и как подфартило мадридской труппе.

Замыкал первую гастрольную программу испанцев «Flockwork» в постановке Александра Экмана. Сочинение совсем иного рода, которому аннотация не помешает. По словам 27-летнего шведского хореографа, «суть кроется в самом названии. Flockwork – движение без цели большой группы людей, толпы, принимающей некие формы и создающей спонтанные ситуации вокруг трех огромных столов... Зеркальное отражение различных общественных систем, разбросанных по всему миру». Впервые спектакль поставлен в 2006-м для молодежной труппы Нидерландского театра танца (чьим постоянным хореографом Экман будет ближайшие три года). Мадридская премьера состоялась месяц назад. «Flockwork» – не столько танец, сколько концепция. Между разговорами и утробным хохотом двигаться артисты иногда все-таки принимаются, хотя хореограф затворяет их в довольно узкие и банальные рамки. А жаль. Использовать этих танцовщиков в подобном жанре – все равно что забивать гвозди сверхчувствительным телескопом, в который можно увидеть звезды.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
218
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
206
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1834
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1384

Другие новости