Маэстро Раймонд Паулс отмечает сегодня день рождения. Легендарный композитор и пианист, примета уходящей эпохи, тот, чье имя и чья музыка еще объединяет тех, кто оказался по разные стороны географических границ и политических пристрастий. К 80-летию любимого композитора латыши запустили радиомарафон его музыки – на несколько суток, а точнее – на 80 часов. 8 января провели презентацию электронного каталога его сочинений, в нем более 2200 названий: удобный поисковик позволяет набрать название, или автора слов, или исполнителя, а затем послушать или узнать исходные данные нотного сборника или виниловой пластинки. В Москве тоже будет концерт – в феврале, маэстро выступит с симфоническим оркестром. А весной он поборется за премию «Золотая маска» в номинации «лучший композитор»: его мюзикл «Золушка», что идет в Московском театре мюзикла, выдвинут в семи номинациях.
Играть на рояле и сочинять для себя – страсть, кажется, куда большая, чем дело, которое его прославило, – писать песни. Но талант потрясающего мелодиста в свое время сделал свое дело: его песни стали исполнять звезды советской эстрады на русском языке. Появление первого хита обросло легендами. Дескать, поэт Илья Резник долго обхаживал Аллу Пугачеву – послушай мелодию, оценишь! Та отмахивалась. Но рано или поздно поставила запись будущей песни «Маэстро», и ее зацепило. Она сама придумала сценарий и тему, Резник сочинил текст – а утром они уже звонили в Ригу. Что вышло из этого телефонного разговора, знает каждый, кто помнит 1980-е. Новогодний «Голубой огонек», финал «Песни года» – самые престижные программы тогдашнего телевидения уже не обходились без триумвирата в лице Раймонда, Ильи и Аллы. А за кадром они не могли обойтись друг без друга. Одному плохо – двое других садятся в машину и едут в гости. Шутки, розыгрыши, веселье, смех, шампанское, рестораны… Последнее – испытание не из легких: еще в молодости пришлось бороться с алкоголизмом. Но он справился.
Благодаря строптивому характеру Пугачевой повезло Вайкуле: Примадонна раскапризничалась, и Резник с Паулсом в пику ей пишут «Еще не вечер», и Лайма получила свой главный хит. Поэтам работать с Паулсом не так просто: им приходится зачастую писать тексты на уже готовую музыку. Более того, большинство известных песен – «Старинные часы», или «Золотая свадьба», или тот же самый «Маэстро» – существовало и раньше в виде инструментальных пьес или с текстом на латышском языке, а вот прославил их русский язык.
Сегодня Паулс живет закрыто, непублично. Но в 1990-е, конечно, ему как фигуре публичной пришлось заняться политикой, принять ряд непопулярных решений и заслужить славу гонителя русской культуры. Впрочем, он вовремя ушел с политической арены и уединился в своем юрмальском доме. Чтобы заняться музыкой.
«НГ»