0
3240
Газета Культура Интернет-версия

11.05.2016 00:01:00

Лучше нам это (не) видеть

Тэги: выставка, илья машков, авангардизм, бубновый валет


Удалая колхозница Машкова и чуть-чуть скучающие зрительницы.		Фото автора
Удалая колхозница Машкова и чуть-чуть скучающие зрительницы. Фото автора

Выставку поздней живописи (с 1922 по 1943 год)  Ильи Машкова, который в начале 1910-х был среди зачинщиков авангардистского «Бубнового валета», собирали по частным коллекциям и музеям. Но как на всех выставках In Artibus, с привлечением работ из собрания основательницы фонда Инны Баженовой. 

Художнику, чей лучший период пришелся на 1910-е, нынешний «выход в свет» предсказуемо оказался не к лицу. Хотя если пытаться найти какую-то цель показа, так эти его метаморфозы, как слово из песни, из общей картины не выкинешь.

Если бы не «Натюрморт с веером» 1922-го из Русского музея, не «Снедь московская. Хлебы» 1924-го из Третьяковки и не «Привет XVII съезду ВКП(б)» из Волгоградского музея имени Машкова, написанный 10 лет спустя и прославившийся «кондитерским» сочетанием бюстов вождей с вишенками и разлапистыми маками, можно подумать, что это и не Машкова выставка. Первый холст еще не окончательно забыл авангардистские рельсы, второй – пример перехода бывшего бубнововалетца, эдакого московского Матисса, склонного к эпатажу (после его автопортрета с Кончаловским для первой выставки «валетов» скандальные вещи авангардисты стали звать «пугачами»), к пышному реализму. Третья картина – образчик соцреалистического китча, написанного, однако, так, что до конца непонятно, считать ли это все-таки сарказмом или, учитывая, что в аляповатом натюрморте главенствуют лозунг, красная звезда, бюсты Ленина, Сталина и Маркса с Энгельсом, мучительной попыткой соединить нужную эпохе идеологию с издавна любимыми Машковым натюрмортами. В каталоге теперешней выставки сообщается: вещь эту при жизни художника не выставляли. И добавляет куратор нынешнего показа и в принципе главный куратор фонда In Artibus Елена Руденко то, что этот натюрморт «до сих пор вызывает раздражение прогрессивно настроенной публики, не делает чести ее восприимчивости и проницательности – может показаться, что сталинские критики лучше вникали в суть дела»... Что ж, восприимчивость, к счастью, у всех разная.

Организаторы выставки вообще сетуют на то, что кроме Волгоградского музея изобразительных искусств, носящего имя бывшего авангардиста в его родных краях (Машков родился в станице Михайловской, сегодня относящейся к Волгоградской области), поздние работы художника больше нигде в постоянной экспозиции сейчас не показывают. И в фонде нас пытаются убедить в том, что собрали у себя тонкую живопись зрелого, а не исчерпавшего себя мастера. Поверить в это так и не получилось, но тем не менее здесь есть любопытный момент.

Только он скорее из области москвоведения. In Artibus среди многочисленных и довольно монотонных поздних натюрмортов да пейзажей показывает эскизы, выполненные для гигантских панно в гостинице «Москва». Наверное, не все знают, что в 1936 году архитектор Алексей Щусев, видимо, желая помочь Машкову (который, к слову, в 1919-м участвовал в декорировании Красной площади к революционной годовщине, а через год, тоже вместе с мастерской, украшал Крутицкие казармы), предложил ему оформить банкетный зал гостиницы, за что тот и взялся вместе с учениками. Сейчас, рассказывает Руденко, панно хранятся в Музее архитектуры в достаточно плохом состоянии, так что, возможно, машковская выставка  привлечет внимание и к этим опусам. Некоторые эскизы обретаются в Музее архитектуры, другие – в коллекции Инны Баженовой. Тематически это, естественно, такая реклама советского уклада вообще и столицы СССР в частности: московское метро (где главное не восхищение воздушной динамикой движущегося эскалатора, как то было у Александра Лабаса, а помпезно-нарядный вестибюль подземки, хоть и с эскалатором тоже), канал Москва–Волга, сочинская здравница, пионерлагерь «Артек», «Завоевание Северного полюса» и панель «Москва – столица СССР». Последняя, разумеется, с видом Кремля, с венчающей пилон на набережной «Девушкой с веслом» и собственно с гостиницей «Москва». Все это тоже в итоге напоминает кондитерское изделие: мельтешение будто картонных фигурок, деталей и выполненное в псевдоимпрессионистической пленэрной манере.

Вообще до середины 1930-х Машков был весьма успешен в карьере. Он, например, помимо прочего и помимо своих художеств, преподавал, и хотя некогда создавал хулиганистый «Бубновый валет», в 1920-х вступил в противоположную по направленности АХРР (позже – АХР). Елена Руденко убежденно говорит, что Машков «вырос из стилистики «Бубнового валета», она ему стала мала. Он усложнился. Вообще у каждого выдающегося художника поздний период намного сложнее, чем ранний»... Исследователи авангарда главными машковскими вещами называют картины 1910–1914 годов, времени «Бубнового валета». «Тягловую силу» показа позднего Машкова составляют в основном пейзажи и натюрморты, много-много висящих бок о бок холстов с зелеными кронами деревьев, с «развесистыми» цветами, с «кряжистой» клубникой, такой же бокастой, как тыквы и арбузы. Живопись, ремесленно добротная (все-таки чутье колориста художнику помогало, хотя тут картины добротны, да и только), но ставшая банальной. Из работ Машкова 1910-х годов брызжет удалая, веселая грубость, у позднего Машкова былая раскрепощенность формальных экзерсисов исчезла, натюрморты с колхозным набором дышат пошлой основательностью – душно и тяжело. В авангардистскую пору он был одним из самых ярких. А в пору советскую – просто одним из.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Андрей Мельников

Представители РПЦ не побоялись выступить против лево-патриотической оппозиции

0
1286
Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Екатерина Трифонова

Онлайн-формат административного производства не избежал дефектов технического характера

0
997
Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Михаил Сергеев

Недоступность для многих граждан коммерческих новостроек обостряет проблему ветхих домов

0
1018
Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Анастасия Башкатова

Промышленным предприятиям надо готовиться к нарастающей киберугрозе

0
1171

Другие новости