0
3449
Газета Культура Интернет-версия

16.02.2017 00:01:00

"Оттепель" упаковали в положительный образ [+ФОТО]

Тэги: третьяковская галерея, выставки, оттепель


третьяковская галерея, выставки, оттепель На выставке «Оттепель» быт в итоге заслонил собой противоречия истории. Фото автора

Экспозицию «Оттепель» в музее зовут «крупнейшим выставочным проектом» о периоде, который здесь трактуют широко – с 1953-го по 1968-й. Он и правда большой – полтысячи предметов из 23 музеев и 11 частных собраний. Кураторы Кирилл Светляков, Юлия Воротынцева и Анастасия Курляндцева то время трактуют настолько широко, что в правах, кажется, уравнены все. Картины Юрия Пименова, Михаила Рогинского, скульптуры Эрнста Неизвестного, Вадима Сидура,  кино и театр, модель первого атомного ледокола «Ленин» и пылесос с масленкой – а вместе с ними, например, промелькнувший лишь парой строк расстрел в Новочеркасске. 

Архитектор Владимир Плоткин «прошил» выставку черно-белыми стендами – по его словам, они напоминают типовую застройку оттепельных лет, а с другой стороны, сам он думал о надгробии Хрущева, выполненном Эрнстом Неизвестным из черных и белых блоков. Те символизировали противоречивость персоны генсека. Намеков Плоткина нынешняя экспозиция, кажется, не слышит.

Впрочем, и стенды эти походят даже не на хрущевки, а на более поздние микрорайоны из панельных домов – оказываясь там, бывает, теряешься в нумерации домов и, куда выйдешь, не представляешь. С «Оттепелью» похожий случай. Как будто бы эпоха складывалась не из судеб, а судьбы распределяла по «ячейкам», здесь – по разделам, что норовят перепутаться: «Разговор с отцом», «Лучший город Земли», «Международные отношения», «Новый быт», «Атом–космос», «Освоение» (несколько странно звучащее, но имеющее в виду целину), «В коммунизм!»…

Показывая много – и говоря много общих слов, проект в итоге множит вопросы. Вероятно, одна из причин тому – притязания на всеохватность, попытка выстроить проект культурологический, а не просто художественную выставку. Рядом – не только физики с лириками, не только космос, целина и новое строительство в Москве («Лучший город Земли» – большой раздел мажорной тональности, без паузы включенный в ткань выставки сразу после первой, очень короткой вступительной части про память о войне и лагерях), но еще искусство и быт. Соседство, подчас странное. «Новый быт» оснастил музейный зал поразительным изобилием – имеется даже длинная витрина с образцами ситца, рядом – радиоприемники, подраздел про пляж, и вдруг «Коммунальным модерном» озаглавлены картины неофициальных художников Оскара Рабина и Михаила Рогинского. Но… кривой лианозовский барак Рабина как знак неуютного существования (за что официозные критики на этого художника и обрушились) или созерцание, почти метафизическое молчание в «портретировании» скромного быта у Рогинского дают иную интонацию, здесь отчего-то уравненную и даже заглушенную радостями пылесоса, ситца или журнальных вкладок с меблировкой хрущевок… К тому же брошенные в экспликации в связи с Рогинским слова про «коммунальный поп-арт» остались навязчивым штампом, не раскрытым противоречием: поп-арт вырос в обществе потребления, у Рогинского – живопись созерцания в совсем другом историческом контексте.

Еще вопрос: почему, например, показывая линию развития абстрактного искусства, начинают с «Сосен» Анатолия Зверева? Они не очень-то абстрактны. Как и работы студийцев Элия Белютина, которым за это быстро брошенное слово «абстракционизм» досталось в 1962-м. И снова странность: про Манежную выставку 1962-го, где Хрущев орал на художников, тем самым обозначив веху сворачивания «оттепели» в культуре, сейчас написано «шепотом» – «после скандала в Манеже»…

Таких вопросов много, притом особенно, что хронологические рамки в Третьяковке взяты широко – даже не с XX съезда, а с реабилитаций, начавшихся после смерти Сталина. Любой рассказ артикулирован акцентами говорящего, и в связи с «Оттепелью» обещали говорить о проблемах, но про них получилось как-то вскользь, промельком, несколькими словами в пояснительных комментариях, а картинка – радостная, создающая положительный образ страны, что вновь стало актуальным в политической риторике и сегодня. «Оттепель» видна в расфокусе, она – с акцентом на завтрашних улицах, девушках в ярких платьях с многочисленных картин Юрия Пименова, с бассейном «Москва», проспектом Калинина, кинотеатром «Октябрь» – словно утекает сквозь пальцы. Маленький стенд с текстом о диссидентах. Стенограмма по "делу Пастернака". Фото с похорон Ахматовой. Выставка - скорее пунктирная история, напоминающая путеводитель с картинками. Может, лучше было выбрать отдельные линии, а не иллюстрировать всеохватность? При этом в выпущенной к этому проекту книге - множество статей о самых разных оттепельных темах – она получилась глубже, многограннее экспозиции.

«Молодое поколение в «разговорах с отцами» хочет знать правду, но сталкивается не с ложью, а с молчанием», – написано в пояснительном тексте к необъяснимо крохотному – хотя открывающему выставку – разделу «Разговор с отцом. Правда о войне и лагерях». Отсмотрев полтысячи экспонатов, выходишь с ощущением, что выставка эта не задает вопросов, она будто бы их решает, но опять-таки сказав и показав так много, увернувшись от острых углов, словно не договаривает и уводит в сторону. Слишком многого предпочитает не замечать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
608
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
1019
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
1109
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
892

Другие новости