0
3700
Газета Культура Интернет-версия

08.12.2017 17:04:00

Греческие боги хотят на дискотеку

Тэги: на грани, екатеринбург, лариса барыкина, современный танец, fine5, театр танца ольги и владимира пона, илья манылов, павел глухов, анита парри, алпо аалтокоски, владимир луповский


на грани, екатеринбург, лариса барыкина, современный танец, fine5, театр танца ольги и владимира пона, илья манылов, павел глухов, анита парри, алпо аалтокоски, владимир луповский "Миф" Павла Глухова: минутное веселье не спасает богов от рутины. Фото Игоря Желнова

В театре музыкальной комедии Екатеринбурга уже в восьмой раз состоялся фестиваль современного танца «На грани». Поддержка министерства культуры и губернатора Свердловской области, СТД, основной площадки фестиваля, Театра музыкальной комедии, а также широкие профессиональные связи арт-директора фестиваля Ларисы Барыкиной, умное программирование форума позволяют принимать гостей со всего света.

Название «На грани» объемно. Звезды и любители, студенты и короли мастер-классов, экспериментальные работы и сюжетный танцтеатр — на грани жанров и целевых аудиторий собираются (и уживаются) парадоксально все. Однако, как у всякого уважающего себя фестиваля, у «На грани» есть свое лицо, и оно обращено к танцтеатру. Зрелищный, театральный, костюмный танец со сложной световой партитурой и тонко подобранной (или написанной!) музыкой, остроумными декорациями — такому современному танцу аплодирует зритель Музкомедии. Конечно, тут ярко поддерживают выступления земляков, и так же искренне рады гостям, ответственно подготовившимся к встрече с насмотренным зрителем.

Давние друзья «На грани», эстонский танцтеатр Fine5, привезли спектакль «Дивный», соединивший индийский смешной танцевальный Болливуд, вербатим и современный танец. «Дивный» — это о современном мире, со знаком вопроса. Локальные войны, беженцы, эпидемии, судорожное потребление катастрофических новостей, — осознавая тотальную тревожность наших дней, ужасаясь и сострадая, Fine5 вышагивает из тьмы к свету и говорит с любовью: этот мир дивный, несмотря ни на что, пока мы можем делиться и помогать. Яркие фонарики задника, теплый желтый свет, оранжевая одежда, веселые пятки, запястья и глаза выхвачены лучом из тьмы сцены, обозначая возможности сцены нашей жизни. Танцуй, и сохранишь тепло. Эстонцы не рассуждают о высоких материях, насупившись. Убирали сено несколько дней без отдыха, устали очень, а потом все вместе пошли прыгать на батуте, и хохотали! И танцевали! Танец и свет захватывают сцену, и тьма отступает.

Челябинский театр танца Ольги и Владимира Пона привез новый спектакль «Картон». В клетушках условного конструкторского бюро сидят за работой чертежники в очках, шуршат карандашами и бумагой. Уютный ламповый мир заказанных стандартизированных фантазий. От улицы, от внезапностей их отделяет картонная перегородка. Зашедший с мороза человек пытается расшевелить, разбудить, раззадорить комнатных людей — но как же они выйдут из комнаты, как совершат ошибку? И — не выходят. Всей плотью прирастают к своим конторкам, столам. Только не на волю.

Молодой екатеринбургский хореограф Илья Манылов показал новую работу «Пиджин». Википедия говорит, что «пиджинизированные языки возникали при контактах завоевателей с местным населением завоеванных территорий», это язык общения и торговли для людей, говорящих на взаимно непонятных языках, некое ситуативное эсперанто для конкретной группы людей. У Манылова пиджин создается, понятно, телами людей, полными стремления услышать друга, почувствовать. Их кожа покрыта фломастерными росчерками, как для подготовки к пластическим операциям, они устремлены в какое-то будущее — прочь от бабушкиного ковра, главной декорации, к фитнес-платформам, оставленным на сцене в итоге вместо людей. Носители данс-пиджина красивы, молоды, виртуозны, направление их движения неясно ни им, ни нам. Мастерский танец «в никуда» — красиво и страшно.

cult0812-t.jpg
Спектакль "Дивный". Соединение Болливуда
и современного танца. Фото Игоря Желнова

Московский хореограф Павел Глухов привез премьеру «Миф», где современный человек рисуется себе как равный богам всемогущий волшебник, на деле привязанный к телевизору, дивану и библейским порокам. Огромные головы-маски (художник Хетаг Цаболов) скрывают лица танцовщиков, эмоции переданы телесным аппаратом, правда, поскольку это сатира на современное общество, эмоции преимущественно самодовольства и самоупоения, вытанцеванные вполне иронично. Веселая дискотека в банных халатах, на которую так стремятся «боги» (Зевс, Гера, Афина, Пигмалион и Галатея, Артемида и Актеон - но подставьте наши лица), дарит минутное веселье, но не спасает от рутины будней, от разочарования: э, эта несовершенна, сломаю ей жизнь, просто оторву голову, выброшу на помойку, как куколку. В гневе бог (Илья Карпель) крутит и ломает игрушечную фигурку, ее живая копия (Марина Херолянц) танцует и «ломается» на сцене под музыку Константина Чистякова, написанную специально для «Мифа».

Куратор программы российско-финского обмена в сфере современного танца Анита Парри сокрушалась, что фестивальные российские спектакли поставлены сплошь мужчинами, и женщины предстают в них преимущественно как живая игрушка. «Надо привезти сюда хореографа-феминистку, пусть она поработает с мозгами девушек, которые сами влюблены в стрип-пластику!» Да, быть агентом влияния азартно, взгляд Аниты полезен, его стоит учесть, но российский современный танец вполне ироничен по отношению к себе («Миф» все же сатира на современного человека), а лучшей рефлексией российского современного танца о себе в конце 2017 года стал блог perevorot.dance, уникальной коллекции самокритики танцевального цеха.

Финский хореограф Алпо Аалтокоски привез тем временем нежнейший спектакль «Возьми меня за руку». Парный, приглушенно чувственный народно-бытовой танец в полосатом трикотаже, имитирующем народный костюм. Деликатные, изящные движения казались похожими на лирические дуэты и соло на ночных кухнях, когда люди танцуют не напоказ, а для себя, переживая тихо, раздумчиво, глубоко. Неспешно танцуют и тихо разговаривают. Чувствуя стук сердца партнера, его дыхание, ловя взгляд, нуждаясь в подлинном диалоге. Аалтокоски в хорошем смысле «динозавр» финского современного танца, несколько лет назад довелось его видеть в спектакле «Тихие эмоции» хельсинкского театра «Цууми», где тоже соединялись фолк, эстрадный танец и контемпорари. Этот синтез очень развернут на зрителя, предполагает иммерсивность, финны спускались со сцены малого зала Музкомедии, приглашали зрителей на вальсок и те, конечно, откликались.

В фойе театра экспонировалась выставка Владимира Луповского «Разные поезда. Французский современный танец в России», на которой можно было увидеть снимки гастрольных спектаклей и французско-русских копродукций за 25 лет. Французские культурные институты сделали неизмеримо много для развития современного танца в России, и то, каким волшебством одаривали французские танцкомпании российского зрителя на протяжении долгих лет, хорошо видно на снимках Владимира Луповского, ведущего российского фотографа.

На закрытии фестиваля директор Театра музкомедии Михаил Софронов пообещал впереди еще как минимум два фестиваля. Let it be!

Екатеринбург-Москва 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
973
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
694
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
335
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
463

Другие новости